logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития

Согласно классификации В.В. Лебединского [8], основной характеристикой дисгармонического развития является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо приобретенная в детском возрасте стойкая диспропорциональность психики, преимущественно выраженная в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность приводит к формированию вариантов патологической личности, для которой характерна неадекватная реакция на внешние раздражители, вследствие чего нарушается поведение и затрудняется активная приспособляемость к окружающей среде. Таким образом, отклонения в развитии касаются в первую очередь эмоциональной-волевой и мотивационной сферы при том, что интеллектуальное развитие остается в общем сохранным. Основой дисгармонического развития являются нарушения эмоциональной регуляции.

Моделью дисгармонического развития В.В. Лебединский предлагает считать психопатии и патологические формирования личности. Понятие патологического развития ввел личности еще психиатр П.Б. Ганнушкин, который определял его как стойкое изменение личности, возникающее в результате фиксации ряда патологических психогенных реакций. П.Б. Ганнушкин выделил конституционный и ситуационный типы патологического развития личности. При конституционном типе патологического развития личности ведущая роль в ее генезе принадлежит врожденным особенностям конституции личности, а при ситуационном типе патологического развития личности – характеру психотравмирующей ситуации. Таким образом, подчеркивалось, что патологическое развитие личности возможно и при отсутствии исходной психопатической основы.

Патологическим развитием личности называется этап формирования личности в патологическом направлении, который предшествует появлению стойкой приобретенной психопатии.

Применительно к детям и подросткам для обозначения их ситуационных патохарактерологических реакций уже в середине ХХ века начал использоваться термин «психогенные патологические формирования личности». Этиология этих нарушений разнообразна, но к основным факторам относят хронические психотравмирующие ситуации и неправильное воспитание ребенка. В качестве предрасполагающих факторов выделяют акцентуированные черты характера, резидуальную церебро-органическую недостаточность, дисгармонически протекающий подростковый период, особенно при наличии ускоренного или замедленного темпа полового созревания, а к средовым источникам относят неблагоприятный психологический климат в семье и трудности школьной адаптации. Детские психиатры выделяют несколько типов психогенных патологических формирований личности [6]:

  1. патохарактерологическое формирование личности – этап развития личности в направлении стойкой психопатии, предшествующий ее оформлению;

  2. постреактивное патологическое формирование личности связано с тяжелыми психическими травмами, является реакцией на затяжную психотравму;

  3. невротическое формирование личности развивается на основе затяжного (не менее 2–3 лет) невроза и является его следствием;

  4. дефицитарный тип патологического формирования личности – нарушение формирования личности у детей с физическими нарушениями, такими, как нарушения опорно-двигательного аппарата, слепота, глухота, хронические соматические заболевания.

Особым видом дисгармонического развития являются нарушения темпа полового созревания в виде патологической акселерации и патологической ретардации.