logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Назовите основные отличия психопатии и патологических формирований личности.

2. Какие Вы знаете виды психопатий у детей, дайте их сравнительную характеристику.

3. Какие вы знаете варианты патологических формирований личности? Как связаны тип семейного воспитания и вариант патологического формирования личности?

4. По каким признакам можно отличить друг от друга:

а) эпилепсию и эпилептоидную психопатию;

б) циклоидную психопатию и аффективное расстройство настроения;

в) шизоидную психопатию и нарушение аутистического спектра;

г) истероидную психопатию и истерический невроз у детей;

д) тревожно-фобическое расстройство и черты психастенической личности?

5. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов при разных неврозах.

6. Каковы направления и задачи психологической помощи при психопатиях у подростков, при неврозах у детей?

Практическое задание № 1.Прочитайте описанные А.И. Захаровым [3] случаи неврозов у детей. Определите основной вид внутриличностного конфликта у этого ребенка. К какому виду невроза предположительно можно отнести описанные случаи? Сформулируйте задачи психологической помощи детям в каждом случае.

1). Мальчик, 8 лет. Его родителей беспокоили неустойчивость настроения мальчика, раздражительность, повышенная плаксивость и обидчивость, быстрая утомляемость и головные боли к концу дня. Будучи эмоционально чувствительным и впечатлительным, мальчик много волновался, переживал, легко расстраивался, испытывал страх перед неизвестным, растерянность в новой обстановке, с трудом переносил ожидание. Состояние ухудшалось с началом учебного года. Посещает обычную и музыкальную школы, учится хорошо, но очень быстро устает. Мать ежедневно контролирует уроки, заставляет переписывать заново при любой ошибке. Оба родителя много беспокоятся, часто угрожают наказанием и срываются на крик при малейшей оплошности. Мальчик опасается сделать что-нибудь «не так, как следует», ошибиться, попасть впросак, не успеть, опоздать, у него есть опасения не справиться, быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят, любят и уважают. От ребенка требовалось делать все точно, правильно, вовремя, безукоризненно, следуя нетерпеливым, принципиально строгим, беспокойным родителям. Родители были часто сердиты и недовольны, забывали похвалить мальчика и ободрить его, никогда не были жизнерадостными и непосредственными в отношениях с ним.

2). Мальчик, 7 лет. Обладал повышенной возбудимостью, испытывал большое количество страхов с ведущим страхом Черной руки. Не мог долго заснуть вечером, просил мать побыть рядом, беспокойно спал, вздрагивал во сне. В раннем детстве перенес несколько соматических заболеваний, госпитализировался без родителей. Во время беременности мать много волновалась, сдавала экзаменационные сессии в университете. В семье был напряженный конфликт между тревожно-мнительной с истерическими чертами характера матерью и жестким, повышенно принципиальным отцом. На этом фоне нарастали возбудимость и эмоциональная неустойчивость мальчика. После разрыва отношений между родителями в 5 лет остался с матерью и еще более тревожной бабушкой, которая везде его сопровождала и ограничивала его природную активность. После 6 лет у мальчика появились тики, свидетельствующие о высоком нервно-психическом напряжении, ограничении двигательной активности. Появились эпизоды энуреза, страх Черной руки приобрел навязчивый характер.

Практическое задание № 2.Как следует из описаний видов психопатий и неврозов у детей и подростков, они имеют существенные сходства и различия, поэтому провести различия между ними достаточно сложно. Составьте обобщенную характеристику психопатии и невроза у детей, опираясь на таблицу, составленную А.И. Захаровым [2, с. 12], чтобы на основании составленных характеристик можно было бы провести дифференциальную диагностику невроза и психопатии.

Таблица 13.1 – Дифференциальная диагностика невроза и психопатии

п/п

Сфера отграничения

Неврозы

Психопатии

1

Наследственность

Не значима

Предопределяющая

2

Патологические изменения характера

Парциальные (отдельные черты) или отсутствуют

Тотальные (патологический склад характера в целом)

3

Расторможенность

Отсутствует

Выражена

4

Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью

Отсутствует

Выражена

5

Чувства вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося

Выражены

Отсутствуют

6

Устойчивость проявлений

Обратимость в результате благоприятного изменения обстоятельств или лечения

Относительная необратимость и устойчивость

7

Отношение к оказанию помощи и лечению

Положительное, поиск помощи

Отрицательное, отказ и негативизм