logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

11.4 Дифференциальная диагностика

Детский аутизм является настолько своеобразным нарушением развития, что специалисты могут принять его за другие виды нарушений развития, потому что по отдельным признакам аутизм напоминает нарушения слуха, нарушения зрения, двигательные нарушения, интеллектуальную недостаточность, системные речевые расстройства и др. Поэтому зачастую требуется дифференциальная диагностика аутизма с другими видами нарушений развития.

Нарушения зрения у детей– при аутизме у детей отсутствует или слабо выражен визуальный контакт: дети либо избегают контакта глазами с другим человеком, либо смотрят как бы «сквозь» человека, у детей боковое зрение преобладает над прямым, они смотрят на предмет и фиксируют его взглядом, если захотят это сделать, в остальных случаях они как бы не видят предмет, поэтому возникает впечатление, что у них отсутствует зрение. В то же время при нарушениях зрения у детей наблюдаются стереотипии как симптомы аутизма. Однако при истинных нарушениях зрения у детей сохраняется потребность в общении с другим человеком, они способны воспринимать и усваивать обучающие воздействия взрослых, если они представлены в доступной для незрячего ребенка форме.

Нарушение слуха у детей – при аутизме дети ведут себя так, что возникает впечатление отсутствия у них слуха, например, они не всегда реагируют на звуки, не откликаются на свое имя, не отвечают на обращенные к ним высказывания. В то же время при нарушении слуха у детей наблюдаются отдельные симптомы аутизма, такие как стереотипии, сниженная способность к обучению в тех ситуациях, когда взрослый обращается к ребенку в словесной форме. Однако при истинном нарушении слуха у ребенка сохраняется потребность в общении, он способен воспринимать обучающие воздействия взрослых в невербальной форме.

Двигательные нарушения у детей – при аутизме у детей наблюдается сниженный мышечный тонус, моторная неловкость, они с трудом обучаются произвольным движениям, у них нарушена координация движений. В то же время у детей с церебральным параличом в качестве вторичных и третичных нарушений выступают симптомы аутизма, погруженности в свой мир, ухода от контактов с окружающими как компенсация чувства неполноценности, возникающего в связи с осознанием своей двигательной недостаточности. Однако у детей с двигательной недостаточностью, в том числе при церебральном параличе, сохраняется потребность в общении, они способны воспринимать обращенные к ним воздействия, если они адекватны уровню умственного развития детей.

Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития – при аутизме наблюдается отставание в умственном развитии, которое имеет характер вторичного нарушения, так называемый «олигофренический плюс». При олигофрении часто отмечаются двигательные стереотипии, при задержке психического развития – симптомы ухода в себя на фоне истощения нервной системы. Однако при олигофрении и ЗПР принципиально сохраняется потребность в общении, способность к обучению, к подражанию, хотя зачастую это осуществляется путем механического повторения и заучивания.

Речевая патология у детей (сенсорная и моторная алалии) – при аутизме у детей обязательными являются речевые расстройства; развитие речи варьирует от полного отсутствия собственной речи до почти полной ее сохранности, однако уменьшается или полностью отсутствует коммуникативная направленность речевого высказывания. В речи детей с аутизмомнаблюдается странная интонация, речевые штампы, эхолалии, перестановка местоимений. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, игнорирует речевые воздействия взрослых, речь которых не организует поведение ребенка, не управляет им. Зачастую трудно сказать, понимает ли ребенок речь взрослых. При речевой патологии у детей основным расстройством является нарушение речи. При сенсорной алалии у ребенка снижены возможности понимания речи, в наиболее тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенной речи. При моторной алалии ребенок полностью понимает обращенную речь, у него происходит накопление пассивного словарного запаса, однако значительно снижены возможности собственного активного высказывания за счет нарушения моторного компонента речи. Таким образом, очевидно сходство в речевом развитии детей с аутизмом и детей с алалией. Однако ребенок с аутизмоминогда, в случае, если он этого хочет, может демонстрировать понимание обращенной речи, адекватно воспринимать и учитывать в поведении сложную информацию, полученную из речевого сообщения. Ребенок с сенсорной алалией не может в принципе понять обращенную речь, и это не зависит от ситуации общения. У ребенка с аутизмомнаблюдаются глобальные нарушения комммуникации, он не пытается выразить свои желания, свои мысли взглядом, мимикой, жестами, то есть не пытается донести информацию до другого человека. Отмечается также диссоциация уровня понимания и использования речи в ситуации спонтанного речевого высказывания ребенка и в ситуации, когда от ребенка требуется произвольно организованное речевое высказывание. В последнем случае речь ребенка будет значительно хуже по всем показателям.

Нарушения общения как результат депривации (госпитализм) – при госпитализме у детей наблюдаются стереотипные движения и действия, призванные восполнить недостаток сенсорной стимуляции. Нарушения общения носят психогенный характер, они обусловлены хронической психологической травмой, неудачным опытом общения ребенка с окружающими, однако, если дети попадают в нормальные условия общения с другими людьми, ситуация депривации устраняется, они достаточно быстро (по сравнению с детьмис аутизмом) восполняют недостаточность общения, у них исчезают стереотипные формы поведения, они начинают усваивать знания, умения и навыки, задержка психического развития постепенно устраняется.

Таким образом, при аутизме основным качеством нарушения в развитии является нарушение общения ребенка с окружающими, и это основной диагностический признак, по которому можно отличить аутизм от других нарушений развития и поведения у детей.