10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
Движение – это одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее перемещение в пространстве тела человека или его отдельных частей. Наличие у живого существа движений позволяет ему активно взаимодействовать с окружающей средой, а не только пассивно принимать ее влияния и реагировать на них. Человек может выполнять различные виды деятельности, вступать в общение только благодаря возможности реализации движений. Самые главные достижения человека – акт хватания и действия с предметами – представляют собой сложно организованные двигательные акты.
Среди всего многообразия движений человека выделяются непроизвольные движения. Это двигательные автоматизмы, они не направлены на достижение какой-либо цели, осуществляются неосознанно. К ним, например, относится движение одергивания руки, когда человек случайно дотронулся до горячего предмета. Большинство движений человека – это произвольные движения. Сущность произвольных движений состоит в том, что они направлены на достижение цели. Например, взять рукой какой-либо предмет, дойти до определенного места, поднять руку вверх, чтобы достать предмет, находящийся высоко, бросить мяч так, чтобы его поймал другой человек. В процессе освоения произвольное движение постепенно автоматизируется, то есть начинает выполняться без контроля сознания, при этом оно начинает занимать место операций в структуре деятельности, хотя при необходимости оно может занять место действия в структуре деятельности и снова выполняться осознанно. Например, когда человеку нужно показать кому-то, как писать букву, он будет ее писать осознанно, сосредоточивая внимание на написании каждого элемента. Человек выполняет произвольные движения под влиянием каких-либо потребностей, так как любое активное действие имеет свою мотивацию.
Произвольное движение направлено на решение инвариантной двигательной задачи, которая может решаться широким набором различных движений. Так, писать можно правой и левой руками, зубами, зажав карандаш между ними, ногой, и во всех случаях можно изобразить буквы, то есть решить поставленную двигательную задачу. Отбор движений осуществляется в зависимости от условий решения двигательной задачи, к которым относятся особенности окружающей обстановки и состояние двигательного органа. Информацию об этом человек получает с помощью афферентаций со зрительного, слухового, кожно-кинестетического анализаторов. Эти афферентации позволяют с помощью обратной связи корректировать выполненное движение, если оно не приводит к решению двигательной задачи.
Нарушение движений как результат поражения нервной системы. Существует целый ряд заболеваний нервной системы у детей и взрослых, основными клиническими симптомами которых является нарушение движений. Нарушение движений является результатом недоразвития или поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы, а именно тех, которые отвечают за реализацию двигательных актов. Рассмотрим, какие нарушения двигательной сферы существуют и как они связаны с поражением конкретных анатомических структур нервной системы.
При поражении спинного мозга и/или спинальных нервов выпадает движение в тех мышечных группах, которые находятся ниже места поражения. Так, при поражении спинного мозга на уровне поясничного отдела позвоночника выпадают движения только в нижних конечностях, а при поражении на уровне шейного отдела сохранными остаются движения только в области головы.
При поражении на уровне продолговатого мозга, подкорковых ядер наблюдаются нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус – это состояние легкого физиологического напряжения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. Нарушения мышечного тонуса бывают следующих видов: гипертонус (повышение мышечного тонуса, спастичность) – мышца находится в состоянии напряжения, занимает определенное положение, которое трудно изменить, даже прикладывая усилия, спастичная конечность согнута в суставах, ее трудно разогнуть; атония и гипотонус – отсутствие или снижение мышечного тонуса, мышца вялая, расслабленная, в ней снижена мышечная сила, поэтому снижены возможности осуществления движений.
При поражении экстрамирамидной системы головного мозга возникают гиперкинезы – избыточные непроизвольные движения, лишенные биологической целесообразности и физиологического смысла. Гиперкинезы могут наблюдаться в любой части тела, в любом движущемся органе: в руках, в пальцах (атетоз), в ногах, во всем туловище, когда человека как бы «заносит» при ходьбе, в языке, в мышцах лица. Гиперкинезы – это такие непроизвольные движения, которые человек не может полностью контролировать, поэтому они мешают возникновению и осуществлению нормальных движений.
При поражении пирамидной и экстрапирамидной систем возникают патологические синкинезии – непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту. Это непроизвольные движения в пораженной конечности при выполнении активного движения здоровой конечностью, это дополнительные движения, которые появляются вместе с другим движением, например, сгибание пальцев пораженной конечности при ходьбе, непроизвольные движения в парализованных конечностях при попытке движения ими. При поражении мозжечка наблюдаются расстройства координации движений, нарушение равновесия тела при ходьбе и в покое, нарушение походки, которое носит название «атаксия».
При поражении двигательных зон мозговой коры отмечается расстройство двигательных навыков, нарушение произвольных движений, уменьшение точности выполнения двигательных актов, так называемая моторная неловкость.
Движение может быть нарушено в одной, в двух или четырех конечностях. В зависимости от степени нарушения движений говорят о параличах или парезах. Паралич, или плегия – это выпадение движения, то есть полное его отсутствие. Парез – ослабление произвольных движений. Поэтому о нарушении движений можно говорить следующим образом: монопарез – это ослабление движений в одной конечности, диплегия – это выпадение движений в двух конечностях, тетрапарез – это ослабление движений в четырех конечностях и т.д.
Роль движений в психическом развитии ребенка. Развитие ребенка с самого рождения невозможно представить без развития у него движений. Развитие психики и развитие движений происходят одновременно, поэтому эти два вида развития не могут осуществляться изолированно. Именно поэтому, когда говорят о раннем развитии ребенка, иногда используют термин «психомоторное развитие». Рассмотрим закономерности развития движений в онтогенезе.
Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, двигательных автоматизмов. К ним относятся, например:
– сосательный рефлекс;
– оральные автоматизмы (ребенок открывает рот и поворачивает голову в сторону места прикосновения к щеке);
– хватательный рефлекс (ребенок сгибает пальцы и сжимает ладонь при прикосновении к ее внутренней поверхности);
– рефлекс ползания (ребенок совершает продвижение вперед в положении лежа на животе при сгибании его ног в коленных и тазобедренных суставах);
– рефлекс ходьбы (в вертикальном положении ребенок при наклоне туловища вперед переступает ножками); а также ряд других рефлексов.
Эти рефлексы отражают определенную ступень в развитии нервной системы, и их наличие позволяет сделать вывод о том, что нервная система ребенка функционирует. В течение первого года жизни безусловные рефлексы угасают, причем для каждого рефлекса существует свой возраст угасания. Другими словами, в случае нормального развития ребенка после определенного возраста безусловные рефлексы у ребенка угасают. Угасание безусловных рефлексов необходимо для того, чтобы на их месте появились условные, или установочные, рефлексы, которые и составляют основу истинных, произвольных движений человека. Так, вместо рефлекса хватания к 5 месяцам появляется действие хватания, являющееся уже произвольным движением. Если безусловные рефлексы все еще обнаруживаются у ребенка в возрасте старше одного года, это свидетельствует о патологическом состоянии его нервной системы.
Развитие движений у ребенка осуществляется по двум направлениям: 1) кранио-каудальное направление, то есть от головы к ногам, 2) проксимально-дистальное, то есть от центра туловища к его периферии. Развитие движений у ребенка в этих направлениях происходит в следующие нормативные сроки:
– вначале ребенок учится удерживать голову в положении лежа на животе, к полутора месяцам он уже может делать это в течение нескольких секунд;
– к 4 месяцам он поворачивается на бок и на живот из положения лежа на спине;
– к 5 месяцам из положения лежа на животе ребенок поворачивается на спину;
– к 6 месяцам ребенок выпрямляет согнутые в локтях руки и упирается на ладони, находясь на животе;
– с 6 месяцев ребенок совершает первые движения ползания в положении лежа на животе, вытягивая руки из-под себя, и начинает ползать на животе (по-пластунски);
– далее ребенок учится находиться в положении на четвереньках, и к 7 месяцам начинает ползать на четвереньках;
– в возрасте 7 месяцев ребенок учится садиться из положения на четвереньках, после чего он уже может устойчиво сидеть, манипулируя предметами;
– с 8–9 месяцев ребенок может стоять с поддержкой, опираясь на предметы мебели или, если его поддерживают, за руки;
– научившись стоять с поддержкой, ребенок начинает передвигаться с поддержкой, что происходит с 9 месяцев;
– к 10–11 месяцам ребенок начинает стоять самостоятельно, без поддержки, и к одному году начинает самостоятельно ходить (указанный возраст может несколько варьировать, особенно к концу первого года жизни, так как в развитии движений младенцев наблюдается широкий разброс индивидуальных вариаций);
– к полутора годам ребенок умеет слезать с мебели и залезать на нее;
– к 2,5 годам – умеет спускаться и подниматься по ступенькам лестницы, прыгать;
– к 3 годам ребенок уже может ездить на трехколесном велосипеде.
В дальнейшем ребенок осваивает тонкие ручные движения и сложно координированные движения. Таким образом, развитие движений у детей осуществляется в очень быстром темпе, при этом существует довольно жесткая последовательность развития движений: движения появляются в строгом порядке, надстраиваясь одно над другим, создавая основу для появления следующих движений.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий