9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
С помощью слухового анализатора человек ориентируется в разнообразных звуковых сигналах окружающей среды. Звуки окружающего мира разнообразны: одни из них являются неотъемлемым свойством определенных предметов и явлений, а другие возникают при взаимодействии одних предметов с другими. Восприятие звуков является необходимым условием восприятия и понимания разговорной речи, речевых интонаций, музыкальных произведений, что делает слуховой анализатор необходимым средством познания мира и общения с другими людьми.
При восприятии окружающего мира человек, в первую очередь, использует зрение, ориентируясь на видимые глазом характеристики предмета. Однако в ряде случаев необходимая информация не может быть получена с помощью зрения. Так, восприятие звуков музыки и восприятие слышимой (разговорной) речи возможно только с помощью слуха. Кроме того, в условиях ограниченных возможностей зрения человек использует свой слух. Например, в темноте мы можем узнать по звуку, где расположен телефон или тикающие часы, можем понять, что к дому подъехал автомобиль, что в комнату кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу по звуку человеческих голосов или машин и т.д. Иногда только с помощью слуха можно воспринять сигналы опасности: гудок машины, которую человек не может видеть, шорох опасного зверя в лесу, звук от упавшего предмета и т.п.
Все звуки, окружающие человека, по своему характеру делятся на несколько видов. В зависимости от вида звуков принято различать и соответствующие виды слуха:
– предметный слух– обеспечивает восприятие звуков, исходящих от конкретных предметов и от их взаимодействия (звук автомобиля, звук скрипящей двери, звук от падения предмета на пол, шум деревьев или ручья и мн. др.);
– речевой слух– обеспечивает восприятие речи, а также смысловое различение речевых звуков; этот вид слуха получил также названиефонематического слуха. В любом языке есть звуки, имеющие сходное звучание, но разный смысл, их называютфонемами. В русском языке, в котором имеется 44 фонемы, важно различать мягкость и твердость звука (лиль,тить), звуки в ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия речи очень важно иметь хороший слух, так как многие звуки в предложениях произносятся без ударения, «проглатываются», нечетко произносятся слияния слов, особенно с предлогами и союзными словами, а также окончания слов. Различение этих звуков является крайне важным для понимания смысла слова или словосочетания (ср., например слова «молоток» и «молотка», «ложкой» и «ложки»);
– интонационный слух– обеспечивает восприятие и понимание интонации речи, что очень важно для понимания эмоциональных оттенков речи, характеристик говорящего человека, ведь в нашей речи зачастую интонация и содержание высказывания различаются, и приходится учитывать не только содержание, но и его интонационную окраску, поэтому понимание интонации является необходимым в процессе человеческого общения;
– музыкальный слух– обеспечивает восприятие и понимание музыки, различение и узнавание разных музыкальных мелодий.
Для того чтобы понять, как работает слуховая система человека, обеспечивающая полноценное «слышание» звуков окружающего мира, необходимо прежде всего разобраться, какова природа звука, или акустического сигнала, который является адекватным раздражителем для слухового анализатора. Сейчас уже хорошо известно, что звук представляет собой упругие колебания среды, в которой он распространяется в виде волн в самых различных средах, включая воздушную среду, которые воспринимаются ухом. Определенные характеристики звуковой волны (физические параметры) соотносятся с определенными характеристиками слуховых ощущений (физиологические параметры). Эти соотношения представлены в следующей таблице.
Таблица 9.1 – Соотношение физических параметров звука и физиологических параметров слуховых ощущений
Физические параметры звука | Физиологические параметры ощущений |
Частота звуковых волн | Высота звука. Человек различает звуковые волны с частотой от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). Звуки, частота которых ниже 20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки), человеком не ощущаются |
Интенсивность звука, которая зависит от амплитуды звуковых волн | Громкость звука. Ощущение громкости нарастает при усилении звука и зависит также от частоты звуковых колебаний, то есть громкость звучания определяется взаимодействием интенсивности (силы) и высоты (частоты) звука. Единицей измерения громкости звука является бел, в практике обычно используется децибел (дБ), т.е. 0,1 бела* |
Продолжительность звуковой волны | Продолжительность звучания |
Звуковой спектр, или состав основных и дополнительных тонов | Тембр, или окраска звука. По тембру можно различить звуки одинаковой громкости и высоты, на чем основано узнавание людей по голосу |
*Примечание. Примеры интенсивности (громкости) отдельных звуков: шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости – 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ; шум реактивного самолета (расстояние 25 м) – 140 дБ.
Чувствительность слухового анализатора определяется минимальной силой звука, достаточной для возникновения слухового ощущения. В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность частот получила название речевой зоны. Различение частоты звука характеризуется той минимальной разницей по частоте двух близких звуков, которая еще улавливается человеком. При низких и средних частотах человек способен заметить различия в 1–2 Гц. Встречаются люди с абсолютным слухом: они способны точно узнавать и обозначать любой звук даже при отсутствии звука сравнения.
Слух имеет важное значение при ориентации человека в пространстве. Благодаря слуху человек может «выстраивать» карту окружающего его пространства только по источникам звука. Так, если человек находится в своей квартире, он по звуку делает вывод, кто из соседей находится дома, кто вышел и пришел, определяет, приехала или уехала машина, слышит, что на дороге двигаются машины, в соседний магазин привезли товар, а на площадке дети затеяли игру в футбол и т.д. Восприятие пространства с помощью звуков возможно благодаря наличию у человека бинаурального слуха, то есть способности слышать двумя ушами (приставка би- обозначает «два»). Острота бинаурального слуха у человека очень высока: положение источника звука определяется с точностью около 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать различия времени прихода звука на правое и левое ухо и различия интенсивности звука на каждом ухе. Если источник звука находится в стороне от средней линии головы, то звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и имеет большую силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности источника звука от тела человека связана с восприятием ослабления звука и изменения его тембра.
Слуховой анализатор, ответственный за слуховое восприятие, состоит из следующих отделов:
– рецепторный отдел представлен кортиевым органом, расположенным в улитке среднего уха; он превращает энергию звуковых волн в энергию нервного возбуждения;
– проводниковый отдел проводит импульсы от рецепторного отдела к центральному;
– центральный, или корковый отдел, располагается в височных долях обоих полушарий головного мозга.
Наружное и среднее ухо являются звукоулавливающим, звукопроводящим и звуковоспринимающим аппаратом слухового анализатора.
Внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат), а также среднее ухо (звукопередающий аппарат) и наружное ухо (звукоулавливающий аппарат) объединяются в понятие орган слуха
Работа органа слуха приводит к трансформации энергии звуковых волн в нервный импульс. Сигналы от волосковых клеток поступают в мозг по 32 000 афферентным нервным волокнам, входящим в состав восьмой пары черепно-мозговых нервов. По волокнам слухового нерва даже втишине следуют спонтанные импульсы с частотой до 100 импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота импульсации в волокнах увеличивается и остается повышенной в течение всего периода, когда действует звук.
Проводниковый отдел слухового анализатора представлен несколькими подкорковыми структурами: слуховой нерв, ядра продолговатого мозга, нижние бугры четверохолмия среднего мозга, внутренние ядра таламуса, слуховое сияние. Часть волокон ответвляется и поступает в мозжечок, что доказывает связь слуха с чувством равновесия. Структуры проводникового отдела доставляют информацию в центральный отдел слухового анализатора.
Центральный, или корковый, отдел слухового анализатора находится в верхней части височной доли переднего мозга (верхняя височная извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое значение для функции слухового анализатора имеют поперечные височные извилины (извилины Гешля). В центральном отделе слухового анализатора происходит первичный и вторичный анализ поступающей слуховой информации, что выражается в появлении у человека слуховых ощущений и слухового восприятия, которое обеспечивает предметную или смысловую окраску воспринятых звуков.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий