logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

9.1 Значение слуха для психического развития ребенка

С помощью слухового анализатора человек ориентируется в разнообразных звуковых сигналах окружающей среды. Звуки окружающего мира разнообразны: одни из них являются неотъемлемым свойством определенных предметов и явлений, а другие возникают при взаимодействии одних предметов с другими. Восприятие звуков является необходимым условием восприятия и понимания разговор­ной речи, речевых интонаций, музыкальных произведений, что делает слухо­вой анализатор необходимым средством познания мира и общения с другими людьми.

При восприятии окружающего мира человек, в первую очередь, использует зрение, ориентируясь на видимые глазом характеристики предмета. Однако в ряде случаев необходимая информация не может быть получена с помощью зрения. Так, восприятие звуков музыки и восприятие слышимой (разговорной) речи возможно только с помощью слуха. Кроме того, в условиях ограниченных возможностей зрения человек использует свой слух. Например, в темноте мы можем узнать по звуку, где расположен телефон или тикающие часы, можем понять, что к дому подъехал автомобиль, что в комнату кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу по звуку человеческих голосов или машин и т.д. Иногда только с помощью слуха можно воспринять сигналы опасности: гудок машины, которую человек не может видеть, шорох опасного зверя в лесу, звук от упавшего предмета и т.п.

Все звуки, окружающие человека, по своему характеру делятся на несколько видов. В зависимости от вида звуков принято различать и соответствующие виды слуха:

предметный слух– обеспечивает восприятие звуков, исходящих от конкретных предметов и от их взаимодействия (звук автомобиля, звук скрипящей двери, звук от падения предмета на пол, шум деревьев или ручья и мн. др.);

речевой слух– обеспечивает восприятие речи, а также смысловое различение речевых звуков; этот вид слуха получил также названиефонематического слуха. В любом языке есть звуки, имеющие сходное звучание, но разный смысл, их называютфонемами. В русском языке, в котором имеется 44 фонемы, важно различать мягкость и твердость звука (лиль,тить), звуки в ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия речи очень важно иметь хороший слух, так как многие звуки в предложениях произносятся без ударения, «проглатываются», нечетко произносятся слияния слов, особенно с предлогами и союзными словами, а также окончания слов. Различение этих звуков является крайне важным для понимания смысла слова или словосочетания (ср., например слова «молоток» и «молотка», «ложкой» и «ложки»);

интонационный слух– обеспечивает восприятие и понимание интонации речи, что очень важно для понимания эмоциональных оттенков речи, характеристик говорящего человека, ведь в нашей речи зачастую интонация и содержание высказывания различаются, и приходится учитывать не только содержание, но и его интонационную окраску, поэтому понимание интонации является необходимым в процессе человеческого общения;

музыкальный слух– обеспечивает восприятие и понимание музыки, различение и узнавание разных музыкальных мелодий.

Для того чтобы понять, как работает слуховая система человека, обеспечивающая полноценное «слышание» звуков окружающего мира, необходимо прежде всего разобраться, какова природа звука, или акустического сигнала, который является адекватным раздражителем для слухового анализатора. Сейчас уже хорошо известно, что звук представляет собой упругие колебания среды, в которой он распространяется в виде волн в самых различных средах, включая воздушную среду, которые воспринимаются ухом. Определенные характеристики звуковой волны (физические параметры) соотносятся с определенными характеристиками слуховых ощущений (физиологические параметры). Эти соотношения представлены в следующей таблице.

Таблица 9.1 – Соотношение физических параметров звука и физиологических параметров слуховых ощущений

Физические параметры звука

Физиологические параметры ощущений

Частота звуковых волн

Высота звука. Человек различает звуковые волны с частотой от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). Звуки, частота которых ниже 20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки), человеком не ощущаются

Интенсивность звука, которая зависит от амплитуды звуковых волн

Громкость звука. Ощущение громкости нарастает при усилении звука и зависит также от частоты звуковых колебаний, то есть громкость звучания определяется взаимодействием интенсивно­сти (силы) и высоты (частоты) звука. Единицей измерения громкости звука является бел, в практике обычно используется деци­бел (дБ), т.е. 0,1 бела*

Продолжительность звуковой волны

Продолжительность звучания

Звуковой спектр, или состав основных и дополнительных тонов

Тембр, или окраска звука. По тембру можно различить звуки одинаковой громкости и высоты, на чем основано узнавание людей по голосу

*Примечание. Примеры интенсивности (громкости) отдельных звуков: шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости – 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ; шум реактивного самолета (расстояние 25 м) – 140 дБ.

Чувствительность слухового анализатора опреде­ляется минимальной силой звука, достаточной для возникнове­ния слухового ощущения. В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность ча­стот получила название речевой зоны. Различение частоты зву­ка характеризуется той минимальной разницей по частоте двух близких зву­ков, которая еще улавливается человеком. При низких и средних частотах человек способен заметить различия в 1–2 Гц. Встречаются люди с абсолютным слухом: они способны точно узнавать и обозначать любой звук даже при отсут­ствии звука сравнения.

Слух имеет важное значение при ориентации человека в пространстве. Благодаря слуху человек может «выстраивать» карту окружающего его пространства только по источникам звука. Так, если человек находится в своей квартире, он по звуку делает вывод, кто из соседей находится дома, кто вышел и пришел, определяет, приехала или уехала машина, слышит, что на дороге двигаются машины, в соседний магазин привезли товар, а на площадке дети затеяли игру в футбол и т.д. Восприятие пространства с помощью звуков возможно благодаря наличию у человека бинаурального слуха, то есть способности слышать двумя ушами (приставка би- обозначает «два»). Острота бинаурального слуха у человека очень высока: положение источника зву­ка определяется с точностью около 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать различия времени прихода зву­ка на правое и левое ухо и различия интенсивности звука на каждом ухе. Если источник зву­ка находится в стороне от средней линии головы, то звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и имеет большую силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности источника звука от тела человека связана с восприятием ослабления звука и измене­ния его тембра.

Слуховой анализатор, ответственный за слуховое восприятие, состоит из следующих отделов:

– рецепторный отдел представлен кортиевым органом, расположенным в улитке среднего уха; он превращает энергию звуковых волн в энергию нервного воз­буждения;

– проводниковый отдел проводит импульсы от рецепторного отдела к центральному;

– центральный, или корковый отдел, располагается в височных долях обоих полушарий головного мозга.

Наружное и среднее ухо являются звукоулавливающим, звукопроводящим и звуковоспринимающим аппаратом слухового анализатора.

Внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат), а также сред­нее ухо (звукопередающий аппарат) и наружное ухо (звукоулав­ливающий аппарат) объединяются в понятие орган слуха

Работа органа слуха приводит к трансформации энергии звуковых волн в нервный импульс. Сигналы от волосковых клеток поступают в мозг по 32 000 афферентным нервным волокнам, входящим в состав восьмой пары черепно-мозговых нервов. По волокнам слухового нерва даже втишине следуют спонтанные импульсы с частотой до 100 импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота импульсации в волокнах увеличивается и остается повышенной в течение всего периода, когда действует звук.

Проводниковый отдел слухового анализатора представлен несколькими подкорковыми структурами: слуховой нерв, ядра продолговатого мозга, нижние бугры четверохолмия среднего мозга, внутренние ядра таламуса, слуховое сияние. Часть волокон ответвляется и поступает в мозжечок, что доказывает связь слуха с чувством равновесия. Структуры проводникового отдела доставляют информацию в центральный отдел слухового анализатора.

Центральный, или корковый, отдел слухового анализатора находится в верхней части височной доли переднего мозга (верхняя височная извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое значение для функции слухового анализатора имеют поперечные височные извилины (извилины Гешля). В центральном отделе слухового анализатора происходит первичный и вторичный анализ поступающей слуховой информации, что выражается в появлении у человека слуховых ощущений и слухового восприятия, которое обеспечивает предметную или смысловую окраску воспринятых звуков.