logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна

Комплексная помощь детям с синдромом Дауна оказывается по следующим направлениям:

  1. формирование общественного сознания для создания более благоприятного отношения к людям с синдромом Дауна;

  2. оперативное изменение внешнего вида ребенка, пластические операции для коррекции внешних специфических признаков синдрома Дауна;

  3. социальная адаптация детей;

  4. специальное обучение, коррекционно-педагогическая помощь.

В США были очень популярны пластические операции, которые позволяли убрать все характерные признаки с лица ребенка с синд­ромом Дауна. Считалось, что именно внешность вызывает негативное отношение в обществе к такому ребенку. Как заметил Б. Стрэтфорд, проблема заключает­ся в том, что основанием для выявления, выделения в отдельную группу и изоляции детей с синдромом Дауна является скорее их внешность, а не уровень интеллекту­ального развития.

Средства массовой информации многих стран, в том числе и США, в последнее время активно пытаются рассеять мифы о людях с синдромом Дауна и изменить негативное отношение общества к ним. Так, например, в США хорошо известен Крис Бурк, актер еженедельного телевизионного сериала «Жизнь продолжается» – моло­дой человек с синдромом Дауна. По своей роли он явля­ется полноценным членом семьи среднего класса, внося­щего весьма достойный вклад в жизнь этой семьи. И та­кие примеры не единичны.

Одной из проблемных сфер в развитии ребенка с синдромом Дауна является развитие речи. Дети далеко не всегда овладевают навыками использования речи для общения, что существенно снижает возможности дальнейшего развития детей, их социальную адаптацию. Эта проблема решается путем использования системы поддерживающей (дополнительной и альтернативной) коммуникации [5]. Использование жестов при обучении языку детей с синдро­мом Дауна получило распространение практиче­ски во всех странах мира. Это помогает решить две глобальные проблемы. Во-первых, зритель­ный образ является дополнительным каналом для поступ­ления информации: при использовании жестов речь не­произвольно замедляется, и из общего потока выделяют­ся смысловые единицы. Таким образом, для ребенка упрощается понимание обращенной к нему речи. Во-вто­рых, мы обучаем ребенка, не имеющего возможности говорить, способам выражения собственных желаний и мыслей. В свое время использование жестов подвергалось крити­ке, считалось, что это замедляет развитие вербальной речи, что ребенок, научившись пользоваться жестами, не будет мотивирован к освоению слов. Однако сейчас большое количество данных свидетельствует о том, что использование жестов не только не задерживает, но и способствуют развитию языка.

С целью стимуляции развития психики у детей с синдромом Дауна в США была создана программа «Маленькие ступеньки», которая в первую очередь предназначена для работы с детьми в домашних условиях, хотя может использоваться и в условиях учреждений специального образования [9].Основу методики раннего обучения детей составляет система простых заданий и упражнений, выстроенных в последовательности от простого к сложному по разным сферам развития. Ребенок постепенно овладевает различными навыками, продвигаясь мелкими шагами, и этот факт объясняет название программы. Использование данной программы позволяет добиваться существенных результатов в развитии маленьких детей с синдромом Дауна.