logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля

  1. Какие аспекты понимания нормы психического развития ребенка вы знаете, в чем их сущность?

  2. Докажите, что психическое развитие ребенка имеет нормативный характер.

  3. Почему, на Ваш взгляд, увеличивается число детей с отклонениями в развитии? Какие факторы в настоящее время оказывают преимущественное влияние на этот процесс?

  4. Что такое факторы вариативности отклоняющегося развития? Какие факторы вы знаете?

  5. Какие наследственные заболевания Вы знаете? Что обозначает понятие «наследственные болезни»?

  6. Какие факторы, вызывающие отклонения в психическом развитии, можно контролировать, а какие нельзя?

  7. Возможна ли профилактика отклоняющегося развития у детей? Как это зависит от фактора дизонтогенеза? Каким образом можно осуществлять профилактику?

  8. Соотнесите между собой понятия «психические нарушения» и «нарушения психического развития».

  9. Объясните сущность высказывания Л.С. Выготского о превращении минуса дефекта в плюс компенсации.

  10. Сравните понятия: аномальное развитие, отклоняющееся развитие, психический дизонтогенез.

  11. Какую специфику имеют предпосылки, источник и условия развития при отклоняющемся развитии?

  12. Что такое межфункциональные связи, каковы их особенности при отклоняющемся развитии?

  13. Что такое компенсация, как законы компенсации проявляются в процессе отклоняющегося развития?

  14. Какие классификации отклоняющегося развития Вы знаете? На основе какиех критериев они построены?

Практическое задание. Групповая дискуссия «Кому и зачем нужна норма психического развития?»

Студенты разбиваются на две подгруппы. Участники первой подгруппы представляют себя в качестве сторонников точки зрения о том, что понятие нормы психического развития необходимо для науки и практики. Участники второй подгруппы представляют себя в качестве сторонников противоположной точки зрения: они считают, что понятие нормы психического развития бесполезно и даже вредно. Подгруппы по очереди обмениваются аргументами, подтверждающими точку зрения каждой из подгрупп.

В заключение дискуссии подгруппы меняются ролями, и каждая подгруппа составляет резюме, которое по содержанию опровергает ее изначальную точку зрения.