logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи

В настоящее время актуальной и своевременной является концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи.

Концепция нормализации жизни ребенка и его семьи[6] основана на положении об одинаковых потребностях любых детей, независимо от того, считаются они нормально развивающимися или нет. То есть воснове этой социальной модели лежит концепция равных прав и рав­ных возможностей для всех членов общества.«Мы счита­ем, что жизнь ребенка с нарушениями и его семьи дол­жна быть насколько возможно нормальной с самого рож­дения, а не когда-нибудь потом, когда ребенка удастся (или не удастся) вылечить или обучить» [6, с. 8].

Создатели этой концепции подчеркивают, что для всякого ребенка хороша нормальная жизнь дома, в своей семье, с людьми, которые его понимают и любят, а не в специальном учреждении. Нормальная жизнь обязательно включает в себя сво­боду, т.е. возможность выбирать, проявлять инициативу, принимать решения, которые другие люди будут уважать. Нормальная жизнь означает также включение в жизнь общества: возможность посещать детский сад или шко­лу, иметь друзей, ходить в кино и т.д.

Качество жизни людей определяется не их нарушениями, а именно тем, что мешает им вести полноценную жизнь, т.е. жить так же, как другие их ровесники, не имеющие нарушений. Нормализация жизни не означает, что человек с нарушениями становится «нормальным», т.е. человеком без нарушений, этот термин означает, что жизнь человека становится нормальной, такой же, как у дру­гих членов общества. Нормальное состояние жизни вклю­чает:

  1. Нормальный (обычный) режим дня: работа, отдых и свободное время. Возможность изменять по своему же­ланию время подъема утром и продолжительность сна. Возможность жить территориально в одном месте, а ра­ботать в другом.

  2. Нормальный (обычный) ритм недели: чередование рабочих дней и выходных, принятое в данном обществе.

  3. Нормальный (обычный) ритм года: праздники, от­пуск такие же, как у других членов общества.

  4. Нормальное развитие жизненного цикла: детство, от­рочество, юность, зрелость и старческий период.

Нормализация жизни детей с ограниченными возможностями предполагает уничтожение барьеров между людьми с нарушениями и другими членами общества. Существование физических, психологических и социальных барьеров недопустимо.