8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
Зрительный анализатор занимает важное место в процессе получения человеком информации от внешнего мира: через зрительную систему человек получает более 80 % информации о внешнем мире. В филогенезе и в онтогенезе в норме складывается преимущественно зрительный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется одновременным наличием двух свойств: оно является одновременно симультанным и дистантным.
Симультанность восприятия – это способность воспринимать несколько объектов одновременно с большей или меньшей четкостью, то есть видеть определенную часть пространства перед собой.Дистантность(дистальность)– это способность воспринимать окружающий мир и предметы в нем без непосредственного контакта с этими предметами. Человек с помощью зрения может воспринимать не только те предметы, к которым он может прикоснуться, но также и то, к чему он прикоснуться не может в данный момент или не может вообще. Так, мы можем видеть высоко летящие самолет и птицу, птицу на вершине дерева, стог сена вдалеке и т.д. Никакой другой орган чувств не обладает одновременно симультанностью и дистантностью, что обеспечивает человеку относительную свободу в восприятии окружающего мира.
Зрительная стимуляция, которая поступает в головной мозг ребенка с самого рождения, оказывает существенное влияние на созревание различных отделов коры, то есть участвует в стимуляции созревания разных отделов головного мозга. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни.
Зрительная депривация (или полное отсутствие зрения) уже в первые месяцы жизни ребенка создают ситуацию «информационного вакуума» [1; 2]. Ребенку с серьезными нарушениями зрения не хватает зрительной информации, и это сказывается на развитии у него движений: у детей запаздывает появление основных движений, а вместо них наблюдаются стереотипные движения для стимуляции мозговой деятельности. Зрительный информационный поток играет положительную роль в формировании познавательного интереса к окружающему, без такой поддержки поведение регулируется в основном на эмоциональном уровне. Зрение – это интегрирующий фактор в раннем развитии ребенка: оно играет связующую роль между предметами и движениями человека, а разделенное зрительное внимание создает базу для социального взаимодействия ребенка и взрослого.
Зрительное восприятие– продукт слаженной работы различных звеньев зрительной системы и других систем организма, связанных со зрением; процесс создания целостных зрительных образов предметов и явлений.
Зрительная система– совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, которая воспринимает и анализирует световые раздражители. С физической точки зрения свет – это электромагнитное излучение с различными длинами волн. Способность видеть объекты связана с отражением света от поверхности. Главные характеристики светового стимула – егочастота и интенсивность. Частота определяет окраску света, а интенсивность – его яркость. Процесс построения зрительных образов включает несколько звеньев: он начинается с проекции изображения на сетчатую оболочку глаза, затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы. Процесс завершается принятием высшими корковыми отделами зрительной системы «решения» о зрительном образе.
К характеристикам зрения относятся острота зрения и поле зрения.
Острота зрения – максимальная способность различать отдельные детали объектов. Она определяется по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые различает глаз, то есть видит их отдельно, а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту. Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки – желтое пятно, а к периферии от него острота зрения намного меньше. Острота зрения измеряется при помощи специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв, рисунков или незамкнутых окружностей разной величины.
Поле зрения – область пространства, видимая глазом при фиксации взгляда в одной точке, без движений глаз и/или головы. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают. Границы поля зрения составляют 180 градусов по горизонтали и 110 градусов по вертикали. При изменении положения глаз и/или головы поля зрения смещаются, и один и тот же объект попадает в разные участки поля зрения.
Зрительный анализаторсостоит из трех основных частей:периферический отдел– сетчатка глаза,проводниковый отдел– система подкорковых мозговых образований ицентральный отдел– участок коры головного мозга в затылочной части.
К периферическому отделу относится сетчатка глаза, которая расположена на задней части глазного яблока. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей сетчатке (светочувствительной оболочке глаза). Свет попадает на сетчатку глаза через оптические и преломляющие среды, к которым относятся склера, конъюнктива, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело.
Зрачок– это отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз. Он повышает четкость изображения на сетчатке глаза. Расширение или сужение зрачка регулирует поток света, попадающий в глаз.Хрусталик– двояковыпуклая линза – способен изменять свою кривизну, что позволяет проецировать луч света точно на сетчатку глаза. Изменение кривизны хрусталика называется аккомодацией. Определенная кривизна и показатель преломления роговицы и хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза.Функция аккомодации хрусталика – проекция изображения точно на сетчатку. Внутри глаза, позади хрусталика, находится стекловидное тело. Если расстояние между хрусталиком и сетчаткой больше, чем фокусное расстояние хрусталика, то возникает близорукость (миопия). Если сетчатка расположена слишком близко к хрусталику и фокусировка хороша только при рассматривании далеко расположенных предметов, возникает дальнозоркость (гиперметропия). Близорукость и дальнозоркость корректируются очками с вогнутыми и выпуклыми линзами соответственно. Изменение лучепреломления в различных диаметрах роговицы называется астигматизмом, который является результатом неравномерной кривизны роговицы. Оптическая система глаз фокусирует изображение на рецепторной поверхности сетчатки. Диоптрический аппарат глаза передает на сетчатку резко уменьшенное изображение предметов.
В создании зрительного образа принимают участие два глаза, что обеспечивает бинокулярное зрение, которое необходимо для восприятия глубины и удаленности предмета. При взгляде на предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки пространства попадает на так называемые корреспондирующие участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно.
Оптическая система обеспечивает фокусировку изображения на рецепторной поверхности сетчатки. На сетчатке получается изображение, резко уменьшенное и перевернутое вверх ногами и справа налево. Сетчатка– это высокоорганизованная слоистая структура, которая включает различные виды рецепторов и нейроны. Всего в сетчатке представлено 10 слоев рецепторов и нейронов, среди которых есть фоторецепторы (палочки и колбочки), всего около 130 миллионов фоторецепторов. Сетчатка столь сложно организована, что ее образно называют частью мозга, вынесенной на периферию. С фоторецепторами связаны несколько слоев нейронов, которые формируют поток нервных волокон, идущий к подкорковым областям головного мозга.
Длинные аксоны данных нейронов образуют зрительный нерв. Из каждого глаза выходят зрительные нервы, которые перекрещиваются в области основания черепа, где более половины волокон переходят на противоположную сторону. Остальные волокна вместе с перекрещенными аксонами зрительного нерва (2-я пара черепных нервов) образуют зрительный тракт. Нервные волокна зрительного тракта подходят к разным подкорковым образованиям: ядрам верхних бугров четверохолмия в среднем мозге, ядрам наружного коленчатого тела в таламусе, к ядрам глазодвигательных нервов. Из подкорковых структур нервные волокна попадают в первичную зрительную кору, которая является корковым концом зрительного анализатора, где происходит первичный анализ зрительной информации. Нервные клетки первичной зрительной коры связаны с клетками вторичной зрительной коры, которая отвечает за синтез зрительных ощущений и построение целостных зрительных образов. Таким образом, благодаря слаженной работе всех звеньев зрительной системы у человека возникают зрительные образы.
Для успешной работы системы распознавания образов очень важны движения глаз. Глаз человека приводится в движение шестью наружными мышцами, прикрепленных к глазному яблоку, которые иннервируются черепными нервами (глазодвигательный, боковой и отводящий нервы). Движения глаз совершаются одновременно и содружественно. Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить (конвергенция), а рассматривая далекие предметы – разводить зрительные оси обоих глаз (дивергенция). Относительно координат головы глаза двигаются горизонтально, вертикально и вокруг своей оси. Движения глаз тесно связаны с регуляцией со стороны вестибулярного аппарата. При взгляде на любой предмет глаза двигаются от одной точки фиксации к другой быстрыми скачками, эти движения называются саккадическими. Медленные движения осуществляются при слежении за движущимися объектами – это так называемые следящие движения.
Нарушения зрительных функций при поражении различных звеньев зрительной системы. Зрительная система может поражаться различными вредоносными факторами: воспалительным пароцессом, опухолями, сосудистыми нарушениями, травмами, кровоизлиянием. Специфическими для зрительной системы являются помутнение роговицы и хрусталика, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, спазмы или слабость глазодвигательных мышц. При поражении на разных уровнях зрительной системы возникают различные нарушения зрительных функций, представленные в таблице.
Таблица 8.1 – Нарушения зрительных функций
Уровни поражения зрительной системы | Симптомы (функциональные отклонения) |
Прозрачные и преломляющие среды: роговица, хрусталик, стекловидное тело | Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, искажение изображения на сетчатке, нарушение аккомодации и конвергенции |
Сетчатка | Снижение зрительной чувствительности, остроты зрения, увеличение световых порогов, нарушение полей зрения, зрительные скотомы в местах поражения, нарушения цветового зрения |
Зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт | Повышение порогов чувствительности, удлинение времени адаптации, нарушения полей зрения (сужение или выпадение полей зрения: зрительные скотомы, гемианопсии) |
Зрительная кора | Снижение остроты зрения, центральная слепота, нарушение глубины расположения объекта, уменьшение его размеров, искажение контуров объекта |
Мышцы, осуществляющие движения глазного яблока | Нистагм, косоглазие |
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий