logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии

При психическом недоразвитии первичным нарушением является недостаточная активность (инактивность), в том числе познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, снижение способности установления связей между предметами и явлениями.Вторичное нарушениепроявляется в виде недоразвития всехвысших психических функций(речи, мышления, памяти), обусловленного затрудениями в усвоении социального опыта. Недоразвитие мышления проявляется в конкретности мышления, недостаточной способности к обобщению и пониманию причинно-следственных отношений. Недоразвитие мышления препятствует развитию более простых психических процессов, что, в свою очередь, негативно влияет на дальнейшее развитие самого мышления. Недоразвитие низших звеньев психических функций оказывает тормозящее влияние на развитие функций высшего уровня. Таким образом, соотношение первичного и вторичного нарушений при психическом недоразвитии имеет кольцевой характер: сочетаются патологические влияния «сверху вниз» и «снизу вверх».

В тесной связи с анализом первичных и вторичных нарушений при умственной отсталости Л.С. Выготский рассматривал обоснование психолого-педагогической помощи детям. Он настаивал на том, что воздействие должно быть направлено не на низшие, а на высшие психические функции, ибо именно они являются являются «более воспитуемыми». Он писал: «Чем дальше отстоит стимптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» [2, с. 291] .

Именно поэтому для прогноза развития детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет обучение и воспитание детей в специальных дошкольных учреждениях и школах, их социально-бытовая ориентация и трудовая подготовка, а также психолого-педагогическая коррекция. Дети должны получить объем знаний, умений и навыков в соответствии с их возможностями, а также научиться навыкам самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности. В работе с детьми с тяжелыми формами интллектуальной недостаточностью главной задачей является их социальная адаптация.