logo search
Учебное пособие_Методика организации игры

Функции дидактических игр

Целесообразность использования дидактической игры зависит от того, какие задачи ставит учитель, организуя процесс обучения. Конечно, игра обладает чрезвычайной привлекательностью для учащихся, но ее возможности все же ограничены. Традиционные формы и методы обучения превосходят по своей эффективности игру на таких этапах обучения, как сообщение учащимся систематических знаний, контроль усвоения знаний. Тем не менее, и на этих этапах дидактическая игра может использоваться как вспомогательное средство, «выполняющее мотивационную функцию в процессуальном (психологическом) плане и иллюстративную в содержательном (предметном) плане. Основные же педагогические возможности дидактической игры связаны с формированием у учащихся опыта деятельности и ценностных отношений, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения.

Чтобы представить себе все возможности дидактической игры, весь ее потенциал, есть смысл подробнее рассмотреть функции, которые она реализует в учебном процессе.

Образовательная функцияобозначает получение учеником новых знаний по изучаемому предмету, информации более широкого плана об окружающем мире, о нормах отношений между людьми. Во все времена с помощью игры дети постигали опыт старших поколений, культуру своего народа. Дидактическая игра позволяет учащимся глубже понять изучаемые явления. Если игра не содержит новой информации для учащихся, построена только на том, что они уже давно знают, то она им неинтересна, так как не требует мобилизации интеллектуальных сил, не создает экстремальных условий, в которых знания становятся личным достоянием учащихся. В игре, особенно у взрослых, формируются умения сознательно использовать свои знания, свой опыт для решения поставленных задач…

Воспитательная — одна из важнейших функций игры. В игре ребенок учится различать добро и зло, правду и ложь. В ней он приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой, его актуальным (по терминологии J1. С. Выготского) уровнем. В игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. В этом действии он не ощущает себя объектом воздействия воспитателей, он сам стремится к преодолению трудностей, сам ставит задачи и решает их. Важный аспект дидактической игры — это формирование отношений к явлениям окружающего мира, к фактам истории, к другим людям, к себе и взятым на себя обязательствам. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Развивающая функцияобусловлена тем, что в основе игровой деятельности лежит, по мнению психологов, интрогенное поведение, то есть поведение, обусловленное внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью (Д. И. Узнадзе). Психологической опорой игровой деятельности является переживание чувства собственного свободного выбора, поэтому игра и доставляет удовольствие, а само обучение становится ненасильственным, а значит, и более привлекательным для учеников. Кроме того, игра требует проявления воли, настойчивости, концентрации внимания в преодолении трудностей, заложенных в содержании и правилах игры. По мнению Ш. А. Амонашвили, в процессе игры ребенок, школьник как бы преодолевает свои индивидуальные пределы, в этом и есть развитие.

Н. В. Галкина указывает, что в игре происходит активизация рефлексии, в результате чего учащийся делает собственную деятельность объектом своего воздействия, совершенствуя или заново выстраивая ее. В этой ситуации достижение цели развития соприкасается с процессом саморазвития и в конечном счете включается в него. Автор выделяет следующие основные моменты игры, способствующие возникновению рефлексивного анализа:

а) в игре можно создать психолого-педагогические условия свободы, проблемности задания, тем самым заставляя ученика самостоятельно осваивать учебный материал;

б) игра обеспечивает «разыгрывание» разнообразных ролей, смену позиций игроков и в то же время — отстраненную позицию участника по отношению к деятельности партнеров по игре и по отношению к своей собственной деятельности;

в) при игровом обучении становится возможной организация коллективного обсуждения вариантов решения проблемного задания, предложенных отдельными игровыми группами, при этом участники анализируют не только свою точку зрения, но и позиции партнеров.

Функция эмоционального стимулированияучебно-познавательной деятельности школьника называется многими исследователями ведущей функцией дидактической игры. В психологическом значении стимул — это «побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами и т. д.». Стимул, в свою очередь, может превращаться в мотив. Смысл этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив полимотивированной деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения.

Дидактическая игра выполняет функцию оптимизации учебного процесса, так как повышает эффективность применяемого учителем организационно-методического инструментария, обеспечивает эмоционально-ценностное «наполнение» содержания, форм и методов обучения. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника (особенно начиная с подросткового возраста) к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований.

В игре можно выделить и функцию самореализации личности, так как игра — «это полигон человеческой практики» (С. А. Шмаков). В игре ее участник реализует свои намерения, желания, осуществляет выстроенный им самим план действий, поэтому игра привлекательна для него в качестве сферы реализации себя как личности.

С педагогической точки зрения очень важной является диагностическая функция игры. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека потому, что индивид ведет себя в игре на максимальном уровне проявлений физических сил, интеллекта, творчества. Во-первых, игра может служить средством выяснения тех объективных отношений, в которых ребенок живет, так как в игре он воспроизводит отношения окружающих его взрослых и шире — всего его социального окружения. Во-вторых, вступая в реальные отношения с другими играющими, школьник проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (стремление командовать, застенчивость, ответственность или, наоборот, небрежность при выполнении игрового задания и т. д.). Причем, в этом плане взрослые участники игры ничуть не отличаются от детей.

С помощью игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков; уровень знаний и умений; характер взаимоотношений в коллективе; интересы детей и др. Диагностичность игры важна и для самого школьника, так как позволяет ему провести самодиагностику, то есть узнать свои возможности, отношение к себе одноклассников, свое место в коллективе.

Коммуникативную функциюигры Г. К. Селевко называет освоением диалектики общения. Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации, умения и навыки межличностного взаимодействия. Дидактическая игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учит разнообразию эмоций восприятия всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования (С. А. Шмаков). Школьник учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В сравнении с обычными дидактическими приемами на учебных занятиях, неигровыми формами общения в дидактической игре наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязательности. Обусловлено это тем, что игра имеет ближайшее отношение к потребностной сфере, в ней происходит исполнение желаний ребенка.

Если судить объективно, то игра привлекает к себе внимание прежде всего своей развлекательной функцией, которая «связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности <...>. Развлечение в играх — это поиск».

Также доступна педагогу реализация коррекционной функции игры, то есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Играя, дети успешно устраняют такие негативные проявления, как непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомленность, застенчивость, конфликтность, агрессивность, капризность, которые порождают несовместимость в общении детей, разрушают внутриколлективные отношения. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий.

Можно выделить и профориентационную функциюигры, которая заключается в том, что игра знакомит детей с различными приемами труда, дает представление о профессиях. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному им. Переходя постепенно от игровых форм деятельности к неигровым, учащиеся готовятся к будущей трудовой деятельности.