Структура ролевой игры
Большинство исследователей ролевой игры включают в ее структуру следующие компоненты:
Задачи ролевой игры.Для точного определения целей и задач игры педагогу прежде всего необходимо осознать место данной игры в учебном процессе, ее связь с тем, что происходило раньше, и с тем, что будет происходить впоследствии. Педагогические задачи, которые намерен решить педагог, должны быть диагностичны, то есть указывать на конкретные виды учебной деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Поэтому лучше их обдумывать либо в инструментальных терминах, а именно: «в результате игры учащиеся узнают..., сумеют...», либо в проблемных: «в игре мы рассмотрим проблему...», «установим зависимости между...». Если используется последний подход, то это естественным образом приводит к составлению более широкого сценария. В зависимости от педагогических задач учитель выбирает тип ролевой игры. Если целью является развитие специальных навыков, то игра, ориентированная на эмоциональные установки, не подойдет и даже окажется контрпродуктивной. Таким же образом разыгрывание каких-либо событий прошлого может затушевать приложимость выводов к проблемам текущего дня, в таком случае лучше выбрать игру в настоящем или перенести ее в будущее. Игровые задачи, сообщаемые учащимся, должны быть сформулированы кратко и понятно. Их даже можно заранее обсудить с участниками.
Содержание ролевой игрыопределяется педагогическими задачами и включает в себя знания, умения, навыки и отношения, которые предполагает сформировать у учащихся педагог посредством игры. Поскольку они могут сформироваться только при активном участии самих учеников, то есть в их непосредственной деятельности, то можно сказать, что содержание ролевой игры — это центральные, характерные моменты деятельности, которые воспроизводятся игроками. В деятельности происходит не только познание действительности, в ней складываются определенные отношения между участниками. Поэтому она является отражением отношения человека к другим людям, а также к своим обязанностям, взятым на себя по ходу игры обязательствам.
Сюжет ролевой игрыотражает ту действительность, которая воспроизводится в игре, связь изображаемых событий, поэтому именно сюжет определяет последовательность действий игроков. Сюжеты ролевых игр чрезвычайно многообразны и основываются на конкретных условиях жизни школьника, они меняются по мере его взросления и расширения его кругозора. Дидактическая ролевая игра часто заимствует сюжеты из спонтанных игр детей, придавая их любимым играм педагогическую направленность. В ролевых играх для младших школьников могут воспроизводиться действия героев сказок и мультфильмов, у подростков — персонажей любимых ими фильмов. У старших школьников, способных уже анализировать события современной жизни, в ролевых играх могут воспроизводиться действия органов управления страны или региона, различных комиссий и комитетов, должностных лиц. Сюжет игры может быть обращен в прошлое («Жизнь Галилея») или в будущее («Россия в составе объединенной Европы»); касаться личных проблем («Взаимоотношения родителей и детей») или социальных («Имеет ли право администрация аэропорта проложить шоссе через заповедник?»).
Внешнее воплощение сюжета реализуется через форму игры, которых также может быть великое множество: пресс-конференция, заочная экспедиция, заседание клуба и т. д. В соответствии с сюжетом конкретизируются игровые задачи, например, освещение современного состояния проблемы на «Конференции экологов», выдвижение и обоснование гипотез при «Защите фантастических проектов», воссоздание облика исторического персонажа на уроке истории, предложение своего варианта развития взаимоотношений героев какого-либо произведения на уроке литературы, знакомство туристов с достопримечательностями города на уроке иностранного языка и т. д. Решение этих задач предполагает более глубокое познание законов, лежащих в основе изучаемого явления, установление связей между фактами, умение анализировать сведения, полученные из разных источников и при изучении разных дисциплин.
Правила ролевой игры.Дидактическая ролевая игра — это упорядоченная действительность, текущая в своеобразной оболочке из правил, которая никак не ограничивает развития игровой деятельности человека, а наоборот, создает благоприятные условия для максимального проявления потенциальных способностей игрока. Эта искусственная оболочка из правил служит в основном для того, чтобы оградить игру от воздействия неигровой окружающей среды, чтобы объединить всех участников игры в едином потоке времени и места.
Для каждой игры создаются свои правила. Иногда включение какого-либо правила в игру зависит от наличия тех или иных игровых средств. Например, на «Пресс-конференции» вопрос задает тот журналист, которому ведущий вручает символический микрофон, если его нет, то тот, кто первым поднял руку. В ролевые игры со школьниками необходимо включать правила, касающиеся этики поведения, так как дети, увлекшись игрой и испытывая бурю эмоций, могут допускать грубые или пренебрежительные высказывания в адрес тех, кто не справился с заданием, не оправдал их ожиданий. В процессе последующих совместных действий возникающие в игре разногласия могут привести к распаду группы, к вражде бывших друзей. И наоборот, наличие этических норм углубляет дружеские привязанности. Задачи нравственного воспитания должны быть приоритетными в дидактической игре.
Средства ролевой игры или орнаменталика(по выражению С. А. Шмакова) — это важный элемент, облегчающий участникам процесс перевоплощения, «вживания» в образ. Достаточно бывает самого минимума средств, чтобы воображение игроков дорисовало недостающие детали. Один предмет, рисунок на листе ватмана, музыкальный фрагмент могут перенести игроков в другую эпоху, в прошлое или будущее, создать общую тональность игры.
Одним из главных средств является язык игры — понятийный аппарат, речевой словарь. Исследования показывают, что дети очень активно включают речь в орнаменталику игры. Учитель может стимулировать интерес к игре и как бы задавать тон с помощью особой речевой структуры, «ролевого вызова», который по своей стилистике соответствует языку предполагаемой роли ученика.
Естественно, что любое ролевое перемещение, не только во времени, но и по социальной лестнице, по возрастным группам и т. д. требует определенного знания языковых особенностей изучаемого периода или группы людей. Организация речи, стиль выступления, манера обращения к собеседникам (партнерам по игре) — все должно соответствовать разыгрываемой ситуации. Это — важное условие успешности ролевой игры.
Игровые роли. Роль — это тот образ, который учащийся принимает на себя добровольно или по воле группы, учителя. Она становится на некоторое время как бы позицией в жизни для играющего, предоставляет ему возможность для самовыражения. Школьник, будучи в роли, всегда действует по правилам, скрытым в этой роли: журналиста, пилота, экономиста и т. д., иными словами, роль — это игровая позиция учащегося, состоящая в отождествлении себя или другого участника с каким-либо персонажем в воображаемой ситуации. Но играя этого персонажа, ученик испытывает реальные чувства, реально переживает происходящее с ним в игре. Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, это его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которой он воплотился, это он сам в новых воображаемых условиях. Поэтому в ходе осуществления роли школьник расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, на этом основывается значение игры для развития не только воображения, мышления и воли, но и самой личности ребенка.
Исполнение роли учит школьника правильно ориентироваться в обстановке, в том числе и в экстремальных ситуациях. Оно способствует выработке навыка адекватно воспринимать и анализировать свое и чужое поведение, учитывать его в своих действиях, более внимательно относиться к окружающим людям. Благодаря реальному собственному переживанию различных чувств в игре, нормы поведения и отношений прочно закрепляются школьником и переносятся в послеигровую деятельность. Игровые начала ролей бесследно не исчезают, их потенциал долго хранится в жизни ребенка, помогая ему в постижении окружающего мира.
В ролевой игре школьник не всегда играет роль какого-либо персонажа, он может выступать и от своего лица, то есть играть роль самого себя. Такая игра называется прямой ролевой игрой и направлена на тренировку уверенного поведения, навыков коммуникации, получение обратной связи. Могут быть и другие варианты, касающиеся свойств ролей. Например, смена ролей, когда участник берет несвойственную для него роль или свойственную, но в других условиях. Осуществляется это для развития новых поведенческих моделей, ролевой гибкости. Еще один вариант — это так называемая ротация ролей: участники меняются своими игровыми ролями. Они могут меняться обычными поведенческими ролями: ученик играет роль учителя, ребенок — родителя и т. п. Главное здесь — это стремление понять точку зрения другого человека.
Игровые действия.Принимая на себя ту или иную роль, играющий должен действовать так, как она того требует, то есть соответственно воображаемой игроком ситуации. Ему не нужны орудия или средства, которые необходимы человеку в реальной деятельности, их также заменяет воображение. Поэтому действия в игре совершенно свободны и продиктованы лишь воображением участников. Последовательность игровых действий, их динамика определяются сюжетом игры. В результате действий создается игровая ситуация, которая является внутренней задачей игры в отличие от внешней — выигрыша, группового успеха. Своими игровыми действиями учащиеся создают все новые игровые ситуации, которые, в свою очередь, обеспечивают длительное удовольствие, наслаждение процессом игры.
Для ролевой игры, как правило, не пишется заранее текст, который должны озвучить персонажи, намечается лишь сюжет. Но при этом игровые действия должны иметь под собой определенную базу в виде знаний и умений, без них игры не может быть. Поэтому целесообразно предоставить учащимся возможность подобрать необходимый для воплощения роли материал заранее или по ходу игры. Консультантом при этом выступает, конечно, учитель.
Игровая ситуация.Исследователи в качестве одного из самых характерных признаков игры указывают на создание игровой ситуации. Игровая или воображаемая ситуация — это замысел и вымысел игры, ее главная выдумка, то, что создано воображением и фантазией индивида (С. А. Шмаков).
С помощью игровой ситуации школьники ощущают себя в качественно новом состоянии, так как переходят в условный игровой план. Войти в него школьникам — задача непростая, и не каждый из них способен успешно сделать это самостоятельно. Поэтому учитель должен быть готов помочь детям совершить игровые действия, перейти в игровое состояние, которое характеризуется открытостью, почти полным отсутствием эмоциональных и поведенческих стереотипов, ощущением внутренней свободы, что делает игровую по форме ситуацию педагогической по смыслу. Возникающие при этом переживания становятся механизмом, который переводит педагогические значения в личностный смысл. Таким образом, игра по своей сути является универсальным средством «расширения смыслов» (Н. П. Аникеева).
… При разработке игровой ситуации необходимо соблюдать как минимум два условия: во-первых, содержание и сущность поставленных в ней проблем должны быть адекватны реальной действительности. и, во-вторых, они должны быть значимы для участников ролевой игры.
Результат ролевой игры— это вполне определенные итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи. Основными параметрами, позволяющими оценить результативность ролевой игры в учебном процессе, являются: проявление учащимися способности самостоятельно находить учебные задачи, ставить проблемы; применение ими знаний в смоделированных для них ситуациях и обстоятельствах.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография