2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
(по материалам учебно-методического пособия И.С. Гринченко «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе».– М.: УЦ Перспектива, 2002. С.26-29)
«Игротека» — это учреждение (отдельное помещение при каком-либо учреждении), которое с помощью игры и игрушки помогает детям реализовать свои потенциальные возможности. Цель игротеки — обеспечить доступность игрушек для большего числа детей с тем, чтобы стимулировать их игровую активность.
Игротека давно известна в разных странах, и организуется по-разному в зависимости от условий и целей ее создания. Во многих странах наиболее распространены игротеки при библиотеках, например, в Чехословакии, в г. Чадце, игротеки предназначаются для детей от 3 до 15 лет. Кроме книг и периодических изданий дети могут взять кассеты, репродукции картин, слайды и другие развлекательные и учебные пособия, а также могут пользоваться игрушками разных видов. Игрушки, как и книги, разложены на полках, и дети имеют свободный доступ к ним. Сами выбирают, играют или берут их домой.
Наряду со стационарными, существуют и передвижные игротеки на автомашинах. Цель таких игротек — предоставить возможность детям и взрослым, живущим в отдаленных, сельских районах пользоваться играми и игрушками. «Игротека на колесах» раз в 2 недели объезжает деревни. В течение полутора часов дети и их родители могут опробовать игрушки, выбрать одну из них и взять с собой. В следующий приезд автобуса они возвращают ее и берут новую. Работники игротеки один раз в месяц в каждой деревне организуют день игры, что является важным культурным событием.
История игровой работы в Англии своими корнями уходит в 60-е годы прошлого столетия. Основной целью такой работы было оказание помощи социально незащищенным детям. Современные формы игры осуществляются в учреждениях типа площадок приключений, игровых центров, клубов продленного дня. Уделяется внимание осуществлению игровых проектов для детей с ограниченными возможностями. Интересен опыт по организации игротек в Канаде, США, Австралии, ФРГ, Новой Зеландии и др.
В нашей стране за последние годы увеличилось количество учреждений дополнительного образования — это детско-подростковые клубы в разных городах, такие как муниципальное образовательное учреждение «Агнис» в г. Нижний Новгород, студия «развивающие игры» в г. Обнинск. Подобные учреждения есть и в г. Калининграде, в г. Петропавловске-Камчатском, в г. Москва. На базе этих учреждений проводятся семинары-практикумы по определению направлений и распространению опыта работы по программе «Игра, развитие, творчество». Пока в стране нет специальной программы по созданию сети игротек, хотя этот социальный институт открывает большие возможности по приобретению детьми социального опыта.
Игротека может быть организована с целью проведения игровой терапии, которая рассматривается как взаимодействие с ребенком и предоставление ему возможности для свободного самовыражения. Ребенок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал.
Комплектование игротеки игрушками зависит от финансовых возможностей учреждения, на базе которого она организована. Игрушки должны подбираться с учетом уровня современных научных знаний в области гигиены, медицины, педагогической психологии и эстетики.
…Задача игротеки состоит в том, чтобы не просто подбирать игрушки, а создавать из них ансамбль, в котором каждая игрушка воспринималась бы не только через призму потребностей ребенка, но и общих целей воспитания.
Игротека должна иметь в своем арсенале игрушки для всех возрастных групп, отвечающие требованиям физического, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Игротека должна предлагать детям как классические игры и игрушки (домино, лото, транспортные и строительно-конструктивные игрушки, хозяйственные наборы, игры для улицы, дидактические игры), так и научные, математические и электронные игры.
Следующий перечень игрушек и инвентаря предложен О.С. Газман:
1. игрушки: куклы, персонажи литературных произведений, мебель, посуда, одежда, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки-животные, технические игрушки,
2. настольные и настенные игры: разрезные картинки, кубики, домино; детские познавательные лото; викторины и электровикторины; шашки, шахматы, настольно-двигательные игры;
3. инвентарь для подвижных игр: мячи, мишени, обручи, скакалки, ракетки, кольцеобросы; самокаты, ролевые коньки, лыжи, велосипеды и др.;
4. принадлежности для строительных, сюжетно-ролевых игр;
5. материалы и инструменты для изготовления самодельных игр и игрушек
6. пособия с описаниями и правилами игр имеющихся в наличии;
7. оборудование для проведения и хранения игр: столы, раскладные столики, ширма, стеллажи, декорации, музыкальные инструменты и др.;
8. сооружения на игровой площадке: качели, карусели, горки и др.
Чтобы фонд игрушек использовался максимально, игротека должна располагать соответствующими помещениями: приемной, где сдают взятые игрушки напрокат, зал с экспозицией игрушек, места и для игр детей, ремонтную мастерскую, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут починить поврежденные игрушки, зал с игровыми автоматами. Не менее важным фактором, определяющим деятельность игротеки, является персонал.
Работники игротеки, кроме выдачи игрушек, должны уметь дать совет, выбрать, научить пользоваться той или иной игрушкой, организовывать коллективные игры. Для работы в игротеке необходима профессиональная подготовка. Таким образом, игра и игрушка являются важным фактором в процессе формирования личности ребенка и одним из условий здорового физического, умственного и нравственного развития детей.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография