logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования

(по материалам учебно-методического пособия И.С. Гринченко «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе».– М.: УЦ Перспектива, 2002. С.26-29)

«Игротека» — это учреждение (отдельное помещение при каком-либо учреждении), которое с помощью игры и игрушки помогает детям реализовать свои потенциальные возможности. Цель игротеки — обеспечить доступность игрушек для большего числа детей с тем, чтобы стимулировать их игровую активность.

Игротека давно известна в разных странах, и организуется по-разному в зависимости от условий и целей ее создания. Во многих странах наиболее распространены игротеки при библиотеках, например, в Чехословакии, в г. Чадце, игротеки предназначаются для детей от 3 до 15 лет. Кроме книг и периодических изданий дети могут взять кассеты, репродукции картин, слайды и другие развлекательные и учебные пособия, а также могут пользоваться игрушками разных видов. Игрушки, как и книги, разложены на полках, и дети имеют свободный доступ к ним. Сами выбирают, играют или берут их домой.

Наряду со стационарными, существуют и передвижные иг­ротеки на автомашинах. Цель таких игротек — предоставить возможность детям и взрослым, живущим в отдаленных, сельских районах пользоваться играми и игрушками. «Игротека на колесах» раз в 2 недели объезжает деревни. В течение полутора часов дети и их родители могут опробовать игрушки, выбрать одну из них и взять с собой. В следующий приезд автобуса они возвращают ее и берут новую. Работники игротеки один раз в месяц в каждой деревне организуют день игры, что является важным культурным событием.

История игровой работы в Англии своими корнями уходит в 60-е годы прошлого столетия. Основной целью такой работы было оказание помощи социально незащищенным детям. Современные формы игры осуществляются в учреждениях типа площадок приключений, игровых центров, клубов продленного дня. Уделяется внимание осуществлению игровых проектов для детей с ограниченными возможностями. Интересен опыт по организации игротек в Канаде, США, Австралии, ФРГ, Новой Зеландии и др.

В нашей стране за последние годы увеличилось количество учреждений дополнительного образования — это детско-подростковые клубы в разных городах, такие как муниципальное образовательное учреждение «Агнис» в г. Нижний Новгород, студия «развивающие игры» в г. Обнинск. Подобные учреждения есть и в г. Калининграде, в г. Петропавловске-Камчатском, в г. Москва. На базе этих учреждений проводятся семинары-практикумы по определению направлений и распространению опыта работы по программе «Игра, развитие, творчество». Пока в стране нет специальной программы по созданию сети игротек, хотя этот социальный институт открывает большие возможности по приобретению детьми социального опыта.

Игротека может быть организована с целью проведения игровой терапии, которая рассматривается как взаимодействие с ребенком и предоставление ему возможности для свободного самовыражения. Ребенок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал.

Комплектование игротеки игрушками зависит от финансовых возможностей учреждения, на базе которого она организована. Игрушки должны подбираться с учетом уровня современных научных знаний в области гигиены, медицины, педагогической психологии и эстетики.

…Задача игротеки состоит в том, чтобы не просто подбирать игрушки, а создавать из них ансамбль, в котором каждая игрушка воспринималась бы не только через призму потребностей ребенка, но и общих целей воспитания.

Игротека должна иметь в своем арсенале игрушки для всех возрастных групп, отвечающие требованиям физического, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Игротека должна предлагать детям как классические игры и игрушки (домино, лото, транспортные и строительно-конструктивные игрушки, хозяйственные наборы, игры для улицы, дидактические игры), так и научные, математические и электронные игры.

Следующий перечень игрушек и инвентаря предложен О.С. Газман:

1. игрушки: куклы, персонажи литературных произведений, мебель, посуда, одежда, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки-животные, технические игрушки,

2. настольные и настенные игры: разрезные картинки, кубики, домино; детские познавательные лото; викторины и электровикторины; шашки, шахматы, настольно-двигательные игры;

3. инвентарь для подвижных игр: мячи, мишени, обручи, скакалки, ракетки, кольцеобросы; самокаты, ролевые коньки, лыжи, велосипеды и др.;

4. принадлежности для строительных, сюжетно-ролевых игр;

5. материалы и инструменты для изготовления самодельных игр и игрушек

6. пособия с описаниями и правилами игр имеющихся в наличии;

7. оборудование для проведения и хранения игр: столы, раскладные столики, ширма, стеллажи, декорации, музыкальные инструменты и др.;

8. сооружения на игровой площадке: качели, карусели, горки и др.

Чтобы фонд игрушек использовался максимально, игротека должна располагать соответствующими помещениями: приемной, где сдают взятые игрушки напрокат, зал с экспозицией игрушек, места и для игр детей, ремонтную мастерскую, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут починить поврежденные игрушки, зал с игровыми автоматами. Не менее важным фактором, определяющим деятельность игротеки, является персонал.

Работники игротеки, кроме выдачи игрушек, должны уметь дать совет, выбрать, научить пользоваться той или иной игрушкой, организовывать коллективные игры. Для работы в игротеке необходима профессиональная подготовка. Таким образом, игра и игрушка являются важным фактором в процессе формирования личности ребенка и одним из условий здорового физического, умственного и нравственного развития детей.