Библиография
Абрамова И.Г. Игротехнические приемы./ Рекомендации для организации игровых занятий в школе./ СПб., 1992.
Абрашина К.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: Автореф. докт. пед. наук. М., 2005. - 50 с.
Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности у младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2007. - №4. — С.76-80
Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» , 2009. — 208с.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. Новосибирск, 1994. -144 с.
Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб пособие. — М.:ФОРУМ, 2009. — 144с.
Афанасьев С. Технология игр и игровых программ.// Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/afanasjev.htm
Баннов К.Ю. Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа. дисс. канд. культ.наук. Челябинск,2007. 184с.
Белоножко А.В. Игра в тренинге. Культура игры.// Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-411/social-law-and-special-educational-psychology-411/11133-411-0752
Бибарцева Татьяна Сергеевна. Формирование игровой культуры социального педагога: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 : СПб., 1996 178 c.
Болескина, Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры / Е.Л. Болескина // Социологические исследования. 2000. - №9. - С.80-87.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62 — 76
Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогике к педагогике свободы / О.С. Газман, - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
Горшкова Л.Ю. Использование деловых игр при подготовке будущих учителей географии. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2007. Т. 7. № 2. С. 3-6.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2008. — 96 с.
Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 158с.
Давыдова В.Б. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников, 2001. -№ 9. С.12-18.
Дергачева Л.М.Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.
Дергачева Л.М. Методические аспекты использования дидактических игр при организации учебного процесса в школе. // Вестник Московского педагогического университета. (Информатика и информатизация образования). 2003. № 1. С. 46-50.
Дягилева Н.В., Алексеев В.А., Егоров А.Б., Иванов С.Е. Применение деловых игр при подготовке студентов.// Новые технологии и формы обучения. 2006. № 2. С. 37-43.
Дягилева Н.В., Алексеев В.А., Егоров А.Б., Иванов С.Е.Разработка деловых игр для системы дистанционного обучения. // Новые технологии и формы обучения. 2007. № 3. С. 36-38.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. М.: Изд-во МГУК, 1998. - 248 с.
Замяткина Э.С. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 10. С. 41-43.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по игровой терапии. СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с.
Зубрилин А.А., Яшина О.В. Игра как метод обучения при решении задачна уроках информатики // Информатика и образование. 2000. - № 1. -С. 69-72
Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале6 Хрестоматия /Авт.-сост. Е.А. Репринцева. — М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 600с.
Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ. М.: «Прагматикакультуры», 2003. -431 с.
Игротехника. Электронный ресурс. Режим доступа: http://igra.effective-it.ru/
Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В.Петрусинского// Книга 5. Педагогические игры - М.: ГЦ ЭНРОФ, 1994. — 136с.
Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.:ОГИ, 2007.— 504 С.
Козак О.Н. Путешествие в страну игр. С.-Пб.,1997.
Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников : справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовит. групп детского сада /Ред. В.М. Букатов. — Санкт-Петербург: Образовательные проекты: НИИ школьных технологий, 2008. — 160 с.
Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях Текст. / П.Ф. Каптерев// Народное образование. 1999. - № 8. - С. 228-240.
Козлов Н.С., Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе// Мир науки, культуры, образования. — 2010. - №6-1. — С.189-193
Коськов, М.А. К теории «чистой игры». Электронный ресурс. / М.А. Коськов // http:// www.anthropology.ru
Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010.- №1. — С.36-39.
Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Пособие / Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 251с.
Крюков М.М. Деловые игры и гуманитарное знание / М.М. Крюков // Alma Mater. Вестник высшей школы. 1991. - С. 22- 36. - № 10.
Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. // Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов, 2004. - 384 с.
Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: дис. канд. философ, наук: /Куликова И.В. М., 2000. - .с.
Куликова, Л.В. Коллективная игра в воспитательной системе школы Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: номер спец.: Владимир, 1999. - 22 с.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - 215 с.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга— М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогические Сочинения в 7 т. Т.4. М.,1984. С. 72-79.
Манусова Я.Ю. Игровая культура в системе современных средств массовой информации: автореф. дис. . кан. культурологи: 24.00.01 / Я.Ю. Манусова. СПб., 1999. - 24 с.
Миллер С. Психология игры. — СПб., 1999. — 320 с.
Мир игры и празднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. — М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2011. — 198 с.
Муханова, Н.А. Иллюзорный мир игр современного общества Электронный ресурс. / Н.А. Муханова // http:// www.anthropology.ru
Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. — М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. — 192с.
Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. — С. 57-63
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996;
Писаревская Д.Б. Ролевые игры: пример «социализации» субкультуры.// Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 8-18.
Попова Л.А., Глудин Г.С. О плюсах и минусах компьютерных игр // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — №4. — С.114-123.
Равный — равному. Cборник игровых программ. — Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010. — 98с.
Репринцева, Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен Текст.: дис.докт педаг., наук: / Репринцева Е.А. Курск, 2005. -522 с.
Репринцева Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. — М.: ФОРУМ, 2008. — 240с.
Репринцева Е.А. Эволюция современной игровой культуры молодежи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2007. — №1. — С.49-70.
Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т. Ретюнских.- М.- Липецк, 1997. 150 с.
Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике.//Социологические исследования.-1995.-№10.-С.
Самоукина И.В. Игра в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы /И.В. Самоукина. — М.: Новая школа, 1995.
Семенов, А. Игры дело серьезное Электронный ресурс. / А. Семенов // http:// www.fsem@bizon.ru.
Слепцова И, С. Народные игры и их использование в воспитании. /Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995, С. 54-72.
Смирнов E.H. Структура и временная организация игры./ Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука,1987. С.34-43.
Смирнова, Н.А. Традиционная игра как культурно-психологический феномен Текст.: дис. .канд. психол. наук: / Смирнова Н.А.-М., 2000. -174 с.
Смойлов А.А. Об игровой культуре народов России // Вестник Чувашского университета. — 2008. — №3. — С.100-104
Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен Текст.: учеб пособие 2-е изд., перераб. и доп. / В.Я Суртаев. СПб, 2005. - 272 с.
Соловьева Н.Н., Дмитриева Н.П. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога. // Среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 45-47.
Томилов В. В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации. — СПб., 2001.
Тимошкина Н. Народная игра и игрушка как средства освоения детьми своих полоролевых функций. // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., № 3. 2007. С. 62-65.
Трофимова Л.Н. Применение деловых игр в учебном процессе. // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 3-11.
Турина И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 169с.
Учебно-методическое пособие к проведению ролевой игры «Переговоры». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. -112 с.
Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М.: ФОРУМ, 2009. — 176 с.
Феномен игры в культуре и образовании Текст.: материалы Четвертой регион, зимней культ.-антрополог.школы молодых ученых «Культура Образование - Человек» / под ред. Е.А. Репринцевой. - Курск: Курский гос. пед. ун-т, 2003. - 472 с.
Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей. // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., № 3. 2005
Хейзинга, Й. Homo Ludens/ Человек играющий Текст.: ст. по ист. культуры / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и сост. Д. В. Сильвестрова 2-е изд., испр - М.: Айрис-пресс, 2003 - 496 с.
Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. Текст. / Н.А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2006. - 567с.
Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000. — 296с.
Шаронова С.А. Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра».// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2001. № 2. С. 134-139.
Шеметова Л.В. Формирование основ игровой культуры младших школьников в деятельности музея игрушки. Дисс…канд. пед. наук. Москва, 2007. 225с.
Шишова Т.Л. В плену у «умного ящика».// Народное образование 2002 №8. С. 176-182
Шмаков С.А. Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Магистр. 1992. — 160с.
Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 31 с.
Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. — 176с.
Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография