logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.37. Сущностные характеристики дидактической игры

(по материалам издания Л.И. Федоровой Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем, С.34-72)

В учебно-воспитательном процессе используется великое множество разнообразных игр, одни из них давно известны детям, педагоги их лишь модифицируют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, совершенно новые, создаются творчески работающими учителями. Единого названия эти игры еще не получили в педагогической науке и практике. Можно было бы назвать их, вслед за некоторыми исследователями (Г. К. Селевко и др.), педагогическими, так как они являются одним из средств педагогического процесса, но этот термин уже закрепился за определенной категорией игр — это специфическая разновидность деловых игр, основанных на моделировании педагогических ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися, чаще всего студентами педагогических вузов, учителями на курсах повышения квалификации. В связи с этим логичным представляется подход В. С. Селиванова, разделяющего игры, используемые с педагогическими целями на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

Дидактические игры — разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания. Дидактическая игра содержит педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.