2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
(Н.Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С.139-148.)
Казалось, вы были готовы, знали алгоритм игры, все тексты, научились умело владеть реквизитом, даже чувствовали, как бьётся в груди «солнце игры». Но как только вышел играть...
Что произошло? Почему то, что могу отдать, не «отдаётся»? Виной тому наши особенности. Точнее, качества, которые (едва лишь вы попали в определённую среду) плотно блокируют ваши способности. К таким качествам относятся: неуверенность, скованность, закомплексованность; избыточное волнение, избыточная возбуждённость; вялость.
По характеру они разделяются на две большие группы: те, что связаны с ограничением себя и те, что демонстрируют «зашкаливание» ваших эмоций.
Избыточное волнение перед выступлением
Во-первых, осознаем, что волнение перед выходом на сцену, да и во время выступления — явление нормальное. Это свидетельствует о вашей ответственности перед аудиторией, о том, что вам не безразлично данное дело.
Во-вторых, специалисты в концертном волнении выделяют социальные и художественные аспекты. В основании первых — страх перед людьми, перед недостаточно подготовленным дела. С вами играет совесть! Она указывает на недостаточно разработанные фрагменты выступления, на «шаткие» и «скользкие» места. Выдающий дирижёр ХХ века Артуро Тосканини на вопрос, чем отличается хороший дирижёр от плохого метко ответил: «У хорошего дирижёра партитура в голове (то есть он знает её наизусть), а у плохого — голова в партитуре».
Если вы волнуетесь по такой причине, то в следующий раз советуем предварительно избавиться от оснований для неё. Не оставляйте ни одного нерешённого вопроса! Убедите себя в собственной компетентности и непобедимости. Дайте себе возможность быть уверенным «на все сто»!
Если же ваше волнение имеет художественные корни — то есть связанные с эмоционально-чувственными перипетиями игры или игрового общения — то этому можно лишь радоваться. Человек со стальными нервами и отсутствующими эмоциями не интересен аудитории (в частности, для игровой деятельности). Лучше всего будет использовать подъём кинетической энергии и объединить её с творческим волнением («Я скажу это с такой эмоциональной расцветкой», «Хорошо, что я заготовил такой возвышенный текст»), с игровым общением («Эта игра мне нравится, и я смогу в этом убедить людей, они её воспримут», «Я должен это сделать красиво. Мне удастся это. Я сильный, я удачливый, я могу нести с собой радость»). Так вы приобретёте яркость, искренность, выразительность.
На эмоциональные реакции лучше всего повлияют физическое действие и творческое воображение. С их помощью можно лишиться избыточного волнения «длинным» (но основательным) или «коротким» путём.
«Длинный путь» — это овладение техникой самовоодушевления с помощью аутогенной тренировки. Привлекаются эмоции, воля и сознание человека. Этот путь потребует определённого времени, условий, систематических повторений.
Как правило, такой тренинг состоит из двух частей: расслабление, вход в состояние релаксации и, непосредственно, акта самовоодушевления, когда происходит влияние с помощью специальных вербальных формул на определённые установки.
Алгоритм аутогенного тренинга: выбрать удобную позу, прикрыть глаза, сосредоточиться на проблеме («Я слишком взволнован, мне нужно успокоиться»). Следующая фаза: сосредоточиться на лице, принять расслабленное выражение и вызвать мысли о приятном. Воспоминание о чём-то позитивном пригасит остроту негативного переживания. Третья фаза: самомассаж кожи лица и кистей рук (поэлементно). Напряжение уменьшится из-за того, что большая часть нервных клеток двигательных зон коры головного мозга регулирует активность лица и рук. Расслабление последних будет способствовать расслаблению всего тела. Четвёртая фаза: расслабление языка и гортани. Пятая фаза: регуляция дыхания за счёт значительного уменьшения частоты вдохов (при этом человек входит в состояние, близкое к глубокому сну). Параллельно усиливают позитивные ощущения, формируя стойкий оптимизм, жизнерадостность. Последняя фаза: выход из состояния.
Рекомендации по проведению аутогенной практики можно получить из многочисленных книжек и пособий (например: Гипиус С. Гимнастика чувств; Леви В. Искусство быть собой, Искусство быть другим и др.).
«Короткий» путь к преодолению лишнего напряжения связан с явлением саморегуляции организма. Ваше негативное состояние вызвано по большей части эмоциями страха («Как оно будет? Какая аудитория? Удастся ли мне реализовать план?»). Эти эмоции контролируют определённую группу мышц, в частности, — артикуляционные и затылочные мышцы. Последние можно расслабить самомассажем, двигаясь от шеи по плечам; вращением головы, начиная с малой амплитуды к большой и наоборот. Чтобы преодолеть ненужное волнение, учитесь регулировать мускульное напряжение. Если нужно избавиться от лишнего напряжения, дайте себе команду расслабить мышцы, думая при этом об увеличении тепла и веса в нужной части тела (руке, ноге, спине).
Артикуляционные мышцы разминают активными движениями нижней челюсти, губ, языка (по кругу, вперёд-назад, справа-налево), произнесением поговорок, скороговорок в достаточном темпе. Обязательными для саморегуляции должны быть дыхательные упражнения, ведь дыхание непосредственно связано с вашим эмоциональным состоянием.
Самое эффективное упражнение: снижение темпа дыхания и увеличение глубины его. Сделайте три вдоха, после каждого выдерживая большую паузу. Параллельно дайте себе установку, что вы дышите целебным воздухом гор и моря, «волшебным» воздухом, который вселяет силу и радость. Можно сопровождать такие упражнения соответствующими движениями рук.
Интересный приём приглушения волнения: сопровождение медленного дыхания с хождением по кругу или от стены к стене в медленном темпе с постепенным замедлением.
Перед выходом на сцену желательно сбросить лишнее напряжение. Лучше всего это сделать через несколько активных движений: тройное вращение вытянутыми руками или плечами, несколько рывков локтей в стороны, высоких прыжков вверх и тому подобное. Возможная серия или одно-два блиц-упражнений изометрической гимнастики. Приведём некоторые варианты подобных упражнений для трёх положений.
«Сдвинь стену с места» (со стеной). Найдите свободную стену, станьте к ней боком перпендикулярно, упритесь руками в неё так, чтобы спина и отставленная нога образовали единую линию. Сделайте несколько пробных попыток, а затем нажмите на стену что есть сил на 6-10 секунд, не ослабляя давления до конца.
Второе упражнение (стоя): поставьте руки перед собой на уровне груди ладонь-в-ладонь так, чтобы предплечье образовало одну линию. Дальше действуйте по предыдущей схеме.
Третье упражнение. Найдите дверной проём, задержитесь в нём и изо всех сил распирайте его в стороны на уровне плеч.
Четвёртое упражнение. Положите большие пальцы рук под подбородок, а остальные соедините между собой и держите напротив ушей (образуйте угол между большими пальцами и остальными в 90 градусов). Теперь изо всех сил жмите головой на большие пальцы 6 секунд. Затем расслабьтесь и повторите, но теперь жмите на пальцы подбородком.
Пятое упражнение (сидя на стуле). Сядьте верхом на стул, возьмитесь руками за его каркас снизу. Теперь изо всех сил вжимайте себя в него, а руками наоборот (временной промежуток тот же).
На сцене пытайтесь двигаться равномерно, не позволяйте себя застичь врасплох. Пользуйтесь, особенно в начале игры, достаточно энергичными жестами. Вообще, руки лучше занять планшетом с планом-алгоритмом игры или микрофоном. Поглощённые игрой, вы и не заметите, как всё благополучно для вас окончится.
После игры обязательно задержитесь в энергетическом поле игры, почувствуйте её «послевкусие». Дайте возможность людям подойти к вам, пообщаться, высказать пожелания, мысли, возражения. В любом случае этот момент будет для вас позитивным, потому что вы сейчас — центр внимания, «звёздный» человек.
Важно помнить о том, что настоящий мастер игры никогда не позволит себе полную уравновешенность эмоций: ведь он является активизатором, возбудителем масс (этим отличается труд игромастера от труда лектора, учителя). Осуществить это в уравновешенном состоянии практически невозможно. Мастеру игры необходимо учиться быть эффективным и корректным именно в активном состоянии.
Испуг перед аудиторией. Надеемся, это не страх (эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида), а одна из менее интенсивных вариаций его: боязливость, опасение, пугливость. Ведь вам ничто и никто не угрожает. Скорее всего, это тревога, которая могла появиться как предвидение неизвестных, неопределённых угроз. Следовательно, нужно искать её корни.
Во-первых, удостоверьтесь в том, что аудитория никогда для вас не является враждебной (особенно детская). У нас с вами наилучшая профессия в мире. Мы общаемся лишь светлыми сторонами своих душ. Посмотрите, как светятся глаза людей!
Вами интересуются («Что вы за человек?», «Что удивительного умеете?», «Зачем и для чего пришли?»).
Вам улыбаются, вами любуются («А он приятный», «С ним красиво», «У неё приятный тембр голоса и такой образный язык» и тому подобное). Аудитория ожидает ваших активных действий для обоюдной радости общения.
Вылезайте из окопа! Вы — хозяин положения со всеми производными (встреть, обласкай вниманием, накорми, подари, проведи…). Такое положение нуждается в активизации вашего потенциала и высокой самоотдаче. На то вы и настоящий игромастер!
Во-вторых, попробуйте определить, в чём именно коренятся ваши опасения. Обычно, такой серьёзный вопрос требует обдумывания в неигровое время. Уделите внимание и силы его решению.
Самый распространённый «корень зла» — страх публичных выступлений. Такой изъян можно преодолеть постепенно, приобретая навыки выступлений перед аудиторией, привычку становиться в центр внимания.
Ищите случая выговориться перед неизвестной аудиторией. Например, рассказывать что-то определённым группам сначала знакомых, а затем и незнакомых людей. Принимайте участие в работе семинаров. Выступайте с речами на семинарах в своей группе, среди знакомых специалистов и, особенно, среди незнакомых. Особенно полезно выступать в обсуждениях и диспутах — там, где нужно убеждать. Другой вариант: задавать вопросы лекторам во время их выступлений.
Дома можно предлагать домашним свои «презентации» по самым разным поводам.
Можно «выступать» на балконе. Можно читать игрушкам, предметам, например, «зеркалу» вслух любимые стихотворения, петь громко песни, причём параллельно отрабатывайте и сопровождающее жестовое поведение.
Особое внимание уделите осанке и достаточно высоко поднятому подбородку (чтобы было видно лицо). Следите за тем, чтобы на лице не было зажимов, излишней сморщенности. Оно должно быть осеняемым улыбкой, свободным, приветливым и привлекательным.
Интересная форма — проговаривание нужных текстов про себя где угодно: в транспорте, на улице, дома. Вас непременно будет что-то сбивать с мысли, а вы ищите варианты нового включения в игру с самим собой.
Особенное внимание сконцентрируйте на содержании и технике речи. Это ваше оружие, ваше снаряжение, ваши волшебные «ниточки» общения.
В день проведения игры распланируйте время и покорите его: не спешите и не опаздывайте никуда. Действуйте сурово по плану дня, не дайте себе повода для поднятия волн волнения — эти волны вам не нужны. Тренировки сегодня лишние. Фраза «перед смертью не надышишься» не для вас. Вы достойно готовились в предыдущие дни.
Помните лишь одно: «Аудитория вас любит». Она же идёт играть с вами, значит, она надеется на волшебные минуты ценных взаимоотношений. Отблагодарите её от души!
Скованность и неуверенность.Как вокалисту или музыканту ставят голос и руку, так и каждому человеку ещё в детстве ставят «уверенность».Её поддерживают или не поддерживают родители, воспитатели, учителя. На неё нужно ориентировать каждого человека. Только так можно рассчитывать на жизненный успех.
Первый шаг — осознайте собственную неуверенность. В чём она проявляется? При каких обстоятельствах? В какие мгновения появляется? Психологи советуют прислушаться к своему внутреннему голосу и распознать, «чей он»: матери, папы, друга, учительницы, старшего брата и тому подобное.
Голоса пессимистов подмените голосами поддержки, одобрения. Вспомните человека, который поверил у вас, поддержал или поблагодарил вас. Он обязательно есть!!!
Дальше вспомните ситуации, когда вам пришлось почувствовать состояние уверенности, когда вы почувствовали себя героем, «волшебником», Дедом Морозом (в крайнем случае, вспомните ситуацию, когда вы позволили себе быть раскованным, покупая билет в городском транспорте, когда ещё перебросились несколькими фразами с кондуктором). Что это за ситуация? Как она сложилась? Ещё раз эмоционально переживите это состояние. Подкрепите его конфетой, шоколадкой, любимой игрушкой, песней, счастливым танцем и тому подобное. Пусть полакомится!
Хорошее дело — приобрести «корсет уверенности». Игорь Вагин вносит в это понятие наработку уверенного взгляда, голоса, походки, жестов. Уверенный взгляд можно нарабатывать на улице, не отрывая взора от определённых прохожих или концентрируя его как можно дольше на меньшем из двух концентрических кругов (диаметры 0,5-2,5 см). Так можно приобрести магнетический взгляд, способный убеждать. Обязательно нужно поработать над походкой, чтобы приобрести лёгкость, ловкость, энергичность и силу.
Другое упражнение — принятие на себя роли «идеального героя». Эта игра напомнит вам детские годы, когда вы охотно пробовали любые роли. Попробуйте вжиться в избранный образ, примите его привычки и манеры. В трудные минуты попробуйте действовать через поведенческую призму героя.
В конце концов, разговаривайте с вашей любимой игрушкой детства или другим любимым предметом. В этом нет ничего порочного. Разговаривал же Эйнштейн со своей скрипкой, а Бородин — с чемоданами.
Комплекс неполноценности и приобретение коммуникабельности. Как правило, комплексы возникают или из-за недостатка в контактах с людьми, либо из-за трудностей при вступлении в контакт. При этом может вызреть целый спектр проблем. Один — от проявления напыщенности, надменности (как средства обороны от людей при завышенной самооценке). Второй — от стеснения и смущения (как результат обособления, замкнутости в себе).
В первом случае можно посоветовать открыть глаза и ум для того, чтобы усмотреть рядом с собой других людей, увидеть и воспринять их опыт, в крайнем случае — не пренебрегать им. Из школы нам известно, что ничего не берётся ниоткуда, и не исчезает в никуда. Мы являемся лишь частицей (более-менее ценной) культуры, отдельными носителями общего знания о чём-то (например: знания об игре и её потенциале делать людей лучше).
Стеснение перед аудиторией — значительно более частый случай.
Важнейший шаг преодоления изъянов — приобретение коммуникабельности (склонность к лёгкому установлению контактов, связей в общении, общительность). Без этой составляющей невозможно добиться успеха, да и вообще нелегко достичь полноценной жизни.
1. Начните наработку коммуникабельности с преодоления сомнений в себе. Найдите, напишите, повесьте на видном месте и читайте каждый день несколько раз те крылатые выражения, что у вас вызывают самоуважение, стимулируют вашу значимость (достижения, действия, качества). Повесьте на видном месте портреты людей, на которых вы бы хотели быть похожими. Повторяйте изо дня в день их ценные высказывания, называйте качества, которые привели их к высокому социальному положению. Сделайте их понемногу своими.
2. Научитесь произносить своё имя чётко, ясно, громко, достойно. Это есть начало демонстрации ваших сильных сторон.
3. Учитесь открываться первым, идите навстречу сами. Составьте перечень самых распространённых вопросов, которые обычно задают прохожие на улице. А теперь выходите и задавайте их, даже если вы знаете ответы. Не забывайте о правилах вежливости и улыбке. «Как пройти в библиотеку (аптеку, метро, музей и тому подобное)? Где ближайший магазин? Который час?» и т.п. Другой способ — короткие выступления с анекдотами, весёлыми историями, «бывальщинами», новостями, которые нужно предварительно подготовить (найти, выучить, потренироваться в изложении). Начните фразой: «А вы слышали?..» или «Вот было раз...». Выбирайтесь из своей скорлупы!
4. Возьмите за правило ежедневно знакомиться с пятью-десятью новыми людьми любого круга общения (соседи, коллеги, прохожие, случайные встречи в транспорте, на скамейке, в очереди). Цель — заговорить первым. Наилучший повод: залюбоваться речью и высказываниями партнёра. Например: «Какая интересная тема статьи в вашей газете!», «Я тоже люблю этот журнал», «Как приятно увидеть человека с похожим вкусом», «Это и мой любимый актёр (музыкант, поэт)», «У вас прекрасный ребёнок!».
5. Задумайтесь, кому бы вы хотели сделать что-то приятное? Кого и чем хотели бы порадовать? Составьте список, установите даты и действуйте. Будьте творческими и не ограничивайте себя. Попробуйте помочь другим преодолевать трудности. Вы почувствуете колоссальный прилив сил, которые привлекут к вам людей и раскроют вас.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография