logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.13. Методы игровой деятельности

(по материалам издания А.М. Новикова «Методология игровой деятельности». — с.31-36)

В обширной литературе по теории игровой деятельности, как ни странно, вообще отсутствует даже упоминание о методах. Между тем, они, конечно же, имеют место.

Во-первых, в сложноорганизованных играх, например, в шахматах они известны: гамбит, сицилианская защита и т.д. — это все методы шахматной игры. Им посвящены многие монографии. Точно также в профессиональном футболе, хоккее — методы защиты и нападения, методы «блокирования» игроков противника и т.п. Но это все методы, специфические для каждой конкретной игры.

Во-вторых, можно попытаться вылечить некоторые методы, общие если не для всех, то хотя бы для многих игр. Вот о них и пойдет речь в этом подразделе. Можно разделить все методы на теоретические и эмпирические, а также на методы-операции и методы-действия.

Теоретические методы-операциитакже как мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д., с одной стороны, в детском возрасте формируются, в том числе, в процессе игровой деятельности, с другой стороны, посредством их игровая деятельность и осуществляется. Ребенок, воображая себя в игре шофером, воспроизводит то, как действует, может быть, единственный конкретный шофер, которого он видел, но само действие ребенка есть изображение шофера вообще, не данных конкретных его действий, наблюдавшихся ребенком, но вообще действий управления автомобилем, конечно, в пределах доступного ребенку осмысления и обобщения их. Именно обобщенность игровых действий есть то, что позволяет игре осуществлять в неадекватных предметных условиях.

К теоретическим методам можно отнести также (возможно условно) воображение как мыслительный процесс по созданию новых представлений, образов. Что касаетсятеоретических методов-действий, то в отношении игровой деятельности о них вряд ли можно говорить, за исключением, возможно, таких сложных игр как шахматы.

Эмпирические методы-операции.Эксперимент(опыт, попытка осуществить что-либо) иНаблюдение— это как бы поиски ответа на вопрос «что происходит?». Эксперимент — «что произойдет, если сделать то-то?». Манипуляции малыша с предметами: хватает, бросает, катает — это эксперименты, направленные на познание свойств предметов. Ребенок ломает игрушки — это естественное проявление исследовательского рефлекса. Наконец, соревновательные игры: кто сильнее? кто быстрее? — это тоже эксперименты в виде испытаний.

Упражнение. Как известно, упражнение строится на многократном повторении определенных движений, действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Рассмотрим такой пример. Малышу впервые удалось открыть и закрыть дверь. Для него это достижение, удача. Действие переходит в игровой план: ребенок раз за разом открывает и закрывает дверь — это действие радует его как выражение его успехов. Что означает многократное повторение этого действия? Это и есть упражнение для закрепления умения.

Конструирование— создание самых разнообразных сооружений. Сначала это «куличики» из песка, «строительство» домиков, пирамидок из кубиков, затем игры со всевозможными конструкторами, создание моделей самолетов, судов.

Метод примера.Ребенок, подросток постоянно ищет опору в людях, которые олицетворяют формирующиеся идеалы: мать, отец, старшие братья и сестры, сверстники, герои книг и кинофильмов и т.д. Люди, их поведение становится предметом игры: «в папу», «в маму», «в космонавтов».

Имитация(синоним подражание). Ребенок начинает подражать взрослым вслед за овладением мускульными движениями. И подражает им во всем — в мимике, походке, в разговоре и т.д. В дальнейшем подражание, имитация перерастает в роль — в детской ролевой игре.

Среди эмпирических методов-действийигровой деятельности, можно выделить два основных. Это: моделирование и импровизация.Методы-действиястроятся на использовании методов-операций. В данном случае методы-действия: моделирование и импровизация строятся на использовании наблюдения, эксперимента, упражнения, конструирования, примера и имитации в их различных сочетаниях.

Моделирование.Любая игра — это некоторая модель деятельности. Но это модель особого рода. Как добровольное занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым правилам с целью, заключенной в самом процессе, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», чем «обыкновенная» жизнь.

Импровизация как быстрое и гибкое реагирование участника игры на возникающие в ее ходе ситуации также является одним из основных методов-действий игровой деятельности. Игра невозможна без импровизации, выдумки, творчества.

К методам-действиям можно отнести организацию и проведение сложных массовых игр. Как, например, игра «Зарница». Здесь проведение игры уже имеет все черты проекта.