Игра и её реквизит
(Н.Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С.28-32.)
По латыни requisitium означает необходимое, нужное. В театре реквизитом считаются все привлекаемые предметы обустройства сцены за исключением костюмов и декораций. Его главным заданием выступает смысловое наполнение пространства, усиление правдоподобия изображаемых событий, образов, действующих лиц. Благодаря этому реквизит можно назвать «действующими вещами».
Аналогичные задания и у реквизита, включаемого в пространство игры. Плюс ещё одно специфическое: его используют функционально в связи с конкретным сюжетом или алгоритмом. Реквизитом «зарабатывают» победу, ведь он является инструментом игры.
Реквизит в руках организатора и игроков может быть активным материалом. Им пользуются или манипулируют. В первом случае реквизит призван содействовать раскрытию и дополнению смыслового содержания (например: игромастер в роли Мери Поппинс играет зонтиком; Шапокляк — сумочкой с крысой; спортсмен — мячами и сетками и т.д.) Во втором случае — сосредотачиваться или переключать внимание, влиять, навеивать, заинтересовывать. Анализируя действия игрока, говорят про его ловкость, умение адаптировать предмет, «приучить» его к себе.
Настоящий игромастер обязательно должен научиться владеть привлекаемым к игре реквизитом! Вызывайте восхищение у потенциальных игроков лёгкостью обхождения с предметами реквизита. Идеал: жонглёры в цирке.
Благодаря тому, что предметы реквизита могут иметь чрезвычайно большое эмоциональное влияние на участников игры, иногда говорят про то, что они становятся потенциальными персонажами игрового спектакля.
К игровому реквизиту есть несколько требований. Среди них:
уместность (советуем не засорять игру массой реквизита, чтобы не «набить оскомину»; используйте лишь наиболее нужный и эффективный);
соответствие возрастным и психологическим особенностям участников игры (при разновозрастной аудитории — большей части её);
экологическая чистота и безопасность (реквизит не должен вредить здоровью или быть травмоопасным);
эстетичность, привлекательность, яркость (влияние на зрение, слух, осязание, обаняние с целью привлечь к утончённому, красивому);
достаточный размер и объём (доступность для наблюдения всем присутствующим);
многофункциональность (нерентабельно делать реквизит лишь для одной игры, ищите вариации способов и путей его использования);
удобство, транспортабельность, действенность.
Игровой реквизит может выполнять несколько функций:
функциональную (для чего он? как его включают в игру? как это делать лучше и удобнее? как ещё его можно использовать? как им можно пользоваться в переносном значении?..);
символически-содержательную (что это? что это означает? на что похоже? кому может принадлежать? чего я с ним «добьюсь»?..);
мотивационную (возбуждает внутренний интерес к игре, становится сознательной потребностью и желанием);
стимулирующую (как реквизит влияет на систему восприятия, познавательную и социальную активность).
Мир игрового реквизита безграничен. Реквизитом может служить практически любая вещь, созданная человеком.
Предметы спортивного мира. Мячики и мячи, разные виды ракеток, скакалки, обручи, биты, булавы, летающие диски, эспандеры, шахматы, шашки, кубки, медали, сетки волейбольные, санки, клюшки, шайбы, лыжи, ходули, воздушные змеи, бумеранги, шлемы, массажёры, канаты, качели и т.д.
Предметы быта. Спички и спичечные коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки, стулья, столики, столовые приборы, одноразовая посуда, колпачки от шампуня, лаков, подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, возки, прищепки, кухонные губки, мочалки, веники, мётлы, швабры, салфетки, вёдра, кашпо для цветов и т.д.
Канцелярские приспособления. Блокноты, конверты, листы бумаги разных цветов, рулоны ватмана, пластилин, цветные мелки и краски, фломастеры и их использованные футляры, маркеры, карандаши, ручки, резинки, скрепки, гуашь, скотч, степлеры, кнопки, тетради, папки для бумаг, визитки, планшеты, файлы, календари настольные и настенные, рекламные проспекты и т.д.
Предметы одежды. Платки носовые, шарфики, пуговицы, нитки, застёжки, мотки и бухты пряжи, бейсболки, гетры, резинки для волос, заколки, полотенца, вещи из бабушкиного сундука, береты, разновидности ремней, украшения, сапоги, шапочки для купания, свитера, плащи, футболки, галстуки и т.д.
Другие предметы, сопровождающие нашу жизнь. Шнуры, канаты, книги, футляры для очков и сами очки, ключи, свечи, звонки, картины, фонарики, коробочки из-под киндер-сюрпризов, бутылки, шкатулки, железнодорожные билеты, настольные лампы, коробки от компьютерных дисков, портмоне, кошельки, аквариумы, мыльницы, соломинки, сумки, рюкзаки, и т.д.
Природный материал. Песок, камешки, жёлуди, орехи, каштаны, цветочки, перья, шишки, палочки, иголки, вода.
Предметы из мира досуга. Кассеты, диски, дискеты, клавиатуры, коробки от дисков, микрофон, газеты, журналы, карнавальные маски, игрушки, игральные кубики, фишки, карты, настольные игры, надувные шары, музыкальные инструменты, флажки, календарики, кольцеброс, фантики, кегли, элементы кукольного, теневого, пальчикового, настольного театра, кубики, мозаики, качалки, резиновые игрушки, домино, серпантин, матрацы и резиновые круги, детские обручи, флюгеры, бумеранги и т.д.
Школьные предметы. Ранцы, портфели, пеналы, транспортиры, линейки, большие циркули, доски, энциклопедии, альбомы и атласы, магнитные доски, резиновые штампы, детали конструкторов, головоломки, закладки.
Профессиональные приспособления. Медицинские жгуты, носилки, молоток, игрушечные инструменты, грабли, садовые носилки, тёрки, ножницы, лейки, соковыжималка, шпатели, малярные кисти и т.д.
Съедобные предметы. Конфеты, печенье, чипсы, бублики, маленькие шоколадки, жевачки, бананы, яблоки, апельсины, маленькие пакеты с соком, сухие спагетти и т.д.Обратим внимание, что съедобные предметы нужно использовать в игре крайне ограниченно и осторожно. Употребление еды по ходу игры почти запрещено этикой игры.
Чем ещё может играть человек?
Неужели только реквизитом — натуральным или искусственным предметом, созданным для игры? Конечно, нет. У настоящего мастера игры игровым реквизитом может послужить любая вещь на свете. Но разве только вещами исчерпываются творческий взгляд человека на мир? Реквизит может быть не только предметом, но и метафорой, предметом-знаком, с которым играют лишь в воображении. Им «играют», через него обращаются, возбуждая скрытые представления, ассоциации, предвидения.
Так, играть можно: духовными, интеллектуальными, физическими и эстетическими силами, личностными качествами, понятиями, принципами, фактами, мыслями; вопросами, звуками, словами, интонациями; движениями, жестами, мимикой; руками, ногами, лбами, ушами, локтями; действиями, операциями, умениями и навыками, функциями, ситуациями; реальными и воображаемыми моделями, символами, образами, эмоциями, состояниями и т.д.
Всё это можно приумножать, совершенствовать за счёт игры.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография