Структура дидактической игры
Структура дидактической игры состоит из целого ряда компонентов, в каждом из которых переплетаются связи реальной действительности и условностей, обеспечивая, пожалуй, основной показатель игры — ее двуплановость. Структура всех дидактических игр в самом общем виде одинакова, это то, что объединяет их в первую очередь, независимо от вида, будь то КВН или «Поле чудес», разгадывание кроссвордов или «Морской бой».
Структурные компоненты дидактической игры следующие:
педагогические и игровые цели;
содержание;
сюжет (сценарий);
правила;
средства;
игровые действия;
оценка;
результат.
Цели игры.Целевой компонент представляет собой подсистему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных целей педагога и учащихся, учебных и игровых целей. Организуя дидактическую игру на учебном занятии, педагог реализует определенные педагогические цели:
образовательные — сформировать новые знания; систематизировать знания, полученные при изучении различных разделов программы или разных учебных дисциплин; связать их с практической деятельностью; научить учащихся каким- либо способам деятельности по получению новых знаний; сформировать общеучебные и специальные умения;
развивающие — развить логическое мышление, память, во-ображение, творчество;
воспитательные — сформировать у учащихся определенные ценностные ориентации и установки, систему отношений в коллективе; способствовать формированию личностных качеств учеников;
диагностические — определить уровень усвоения учащимися знаний по конкретной учебной теме, уровень воспитанности отдельных учащихся, характер взаимоотношений в группе.…
В дидактической игре «серьезная» деятельность по развитию личности, по приобретению ею новых знаний и умений происходит в «несерьезных», игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника лишь средством достижения реальных личностных целей — целей обучения и воспитания. В противном случае, как подчеркивает А. А. Вербицкий, игра вырождается в одноплановую деятельность, направленную главным образом на выигрыш, самоутверждение. Либо, если игровые цели недостаточны, учащийся, оставаясь в рамках игровой формы, выпадает из игры и осуществляет обычные учебные действия, при этом игровая форма выступает помехой его работе.
Цели игры являются системообразующим компонентом и обеспечиваются соответствующими мотивами. В дидактической игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого рода мотивы выходят на первый план, будет формироваться и соответствующий тип личности. Ориентация учащихся только на результат, а не на процесс учебной работы может приводить к формированию конкурентных наклонностей личности, к стремлению любыми средствами добиться первенства. Поэтому необходимо создание такой мотивационной основы игры, в которой познавательные мотивы играли бы доминирующую роль.
В систему целей игры входят и личные цели игроков. В дидак¬тической игре школьник не ставит перед собой задачу учебную (узнать, научиться и т. д.). Для него цель, осознанная или неосоз¬нанная, заключается в самой игре (игра ради игры). Прямым ее продуктом является прежде всего удовольствие от деятельности, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.
Но вместе с тем ученик, наряду с различными переживаниями, обогащающими его в игре, усваивает в игровой форме и новые способы учебно-познавательной деятельности. Отсюда руководство дидактической игрой должно включать в себя два направления:
1) заботу о том, чтобы дети в процессе игры получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, т. е. не подходить к игре только сугубо прагматически (что ребенок узнал, закрепил, чему научился), но и всячески поддерживать эмоциональное отношение учащихся к игровой деятельности;
2) заботу о том, чтобы игра содержала в себе необходимый запас «пищи» для обучения и самообразования и, таким образом, становилась своеобразным каналом интериоризации учебного материала в соответствии с учебной задачей, поставленной перед школьником.
По мнению исследователей, взаимодействие указанных направлений обеспечивает своеобразную подмену мотивов: школьники начинают действовать из желания играть, получить удовольствие, результатом же оказывается усвоенный учебный материал, способ решения задачи, то есть, дидактическая игра действительно выступает как средство получения иного продукта.
Содержание дидактической игры основывается на содержании процесса обучения и направлено на познание учеником окружающего мира, на овладение отдельными способами учебно-познавательных действий в соответствии с учебной задачей, а также на формирование ценностных отношений к миру. Иными словами, содержание дидактической игры — это знания, умения, отношения, взгляды, убеждения. Необходимо учесть, что в игре, как в зеркале, дети часто воспроизводят нормы и характер взаимоотношений взрослых. «Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей в процессе и трудовой, и общественной жизни, — пишет Д. Б. Эльконин, — ребенок глубже понимает смысл их деятельности, усваивая мораль общества, в котором он живет». Это относится не только к играм дошкольников, о которых писал Д. Б. Эльконин, но и школьников, а часто и взрослых, которые воспроизводят в игре ценностные нормы своего социального окружения. Ратуя за идею субъектности ребенка в педагогическом процессе, Н. Е. Щуркова ставит на первое место отношения, так как знание мира и умение взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру. Это отношение, во-первых, проживается каждым участником игры, во-вторых, осмысливается им и, в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.
Сюжет (сценарий) игрыпредставляет собой развернутое изложение содержания. Это — описание последовательности действий игроков, предполагаемых результатов. Сюжет игры может быть представлен в вербальной или (и) графической форме (в виде схемы, алгоритма). Например, сценарий предметного КВНа предполагает самопрезентацию команд, индивидуальные и групповые задания, домашние заготовки и экспромт, выступления жюри. Подробное описание всей канвы игры и является ее сценарием или сюжетом. Сюжет может содержать описание проблемы, которая вызовет столкновение точек зрения самих игроков или персонажей, представляемых ими.
Правила игры— это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Это своего рода предписания, устанавливающие логический порядок игры, ее нравственный и эстетический кодекс. Посредством правил педагог доводит до учащихся свои требования.
Особенность игровой деятельности состоит в том, что в ней учащиеся предъявляют сами к себе требования-правила, зачастую даже более жесткие, чем в обычной жизни. Через правила они предъявляют к себе и все те требования, которые бывают обращены к ним в неигровой деятельности, в реальной жизни: не перебивать говорящего, не грубить и т. д. Это делает игру мощным средством самовоспитания. Подчиняясь правилам как внешним регуляторам, исходящим со стороны учителя и всего играющего коллектива, учащиеся трансформируют их во внутренние регуляторы, и они начинают выполнять функции саморегуляции.
Основные требования к правилам сводятся к следующим положениям:
правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателя (ведущего), системы оценивания;
правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории наглядно (плакаты, технические средства);
правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями.
Средства игры— это материальные и идеальные объекты, которыми пользуются учитель и учащиеся в процессе игры. К ним относятся сопутствующие игре объекты материальной и духовной культуры, игровые аксессуары (костюмы, атрибуты), игровая символика (эмблемы, значки), игровые виды награждения (медали, грамоты, лавровый венок), ритуалы и церемонии. В дидактической игре, предназначенной для младших школьников, в качестве средств могут использоваться игрушки, различные предметы, символизирующие реальные вещи, как это происходит в спонтанных детских играх.
Средства поддерживают интерес и эмоциональное отношение детей к игре, стимулируют их самостоятельную творческую работу, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении. Педагогу надо помнить о том, что набор средств должен быть предельно минимален, поскольку их единственное назначение — это инициировать воображение участников игры.
Игровые действия. Действия игроков невозможно определить и просчитать заранее, они не поддаются алгоритмизации, так как продиктованы не какими-либо жесткими правилами, а лишь воображением учащихся в создаваемой игровой ситуации. В пределах этой ситуации учащиеся действуют совершенно свободно, проявляя свои творческие способности. Условность игрового пространства раскрепощает игроков, они не боятся своими действиями нанести какой-либо практический ущерб себе и своим партнерам по игре. В этом состоит главная притягательность игры. Чтобы не нарушать эту свободу самовыражения, со стороны педагога не должно быть никакого принуждения, даже скрытого, опосредованного. Игра требует уважительного к себе отношения, поэтому малейшее пренебрежение, скептицизм сразу разрушают иллюзии, питающие игру, а значит, и свободу действия. Педагог не может заставить игроков действовать, не разрушив игру, он может лишь вдохновить их на действия.
Привлекательной стороной дидактической игры является также возможность действий, связанных с риском, угрозой неуспеха. Условия экстремальных ситуаций обнажают и проверяют скрытые возможности учащихся, их смелость, решительность, упорство. Если риск рождает успех, у ученика появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску он учится доверять себе, выбирать оптимальное решение. Поэтому учителю, организующему дидактическую игру, целесообразно предусмотреть заранее и создать с помощью правил, условий игры определенное поле для риска в игре, как, например, это предусмотрено в игре «Что? Где? Когда?» можно дать ответ без предварительного обсуждения и сэкономить время, но рискуя при этом дать неверный ответ.
...Особенность игрового действия заключается еще и в том, что школьник, стремящийся к результату, заявленному сюжетом игры, сам ставит промежуточные цели, обозначающие шаги в продвижении к конечному результату, сам решает, какие действия являются оптимальными и сам осуществляет контроль за процедурой выполнения, определяя каждый раз, насколько близко он продвинулся к результату. В зависимости от результатов этого самоконтроля он выстраивает свои дальнейшие действия, становится полноправным субъектом учебного процесса.
Оценка.Это важный и обязательный компонент дидактической игры, так как именно оценка показывает учащемуся меру его продвижения в изучении той или иной учебной дисциплины, раздела или темы. В дидактической игре должно быть четко определено, во-первых, что будет оцениваться, во-вторых, как. Оцениваться должны только те знания, те действия и только тот уровень их усвоения, которые были заявлены педагогическими целями игры.
Результат игры— это определенные итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи, (новые знания, умения, оценочные отношения). Надо учесть, что даже если школьник не смог в полном объеме освоить новые знания и способы учебной деятельности, то результат дидактической игры все же можно считать положительным, так как ученик целенаправленно стремился к победе, целесообразно выстраивал свои игровые действия, преодолевал свои «барьеры». В связи с этим результат игры необходимо отличать от игрового результата (выигрыша), который может иметь разнообразные формы: количество баллов, наименьшая затрата времени на выполнение задания, наибольшее число вариантов решения задачи и т. п. Педагогу необходимо акцентировать внимание игроков на результатах игры, отмечая успехи в выполнении каких-либо действий даже тех, кто проиграл.
Все компоненты дидактической игры образуют единое целое, обеспечивая игровую суть учебного процесса. Ее структура является основанием при рассмотрении разнообразных видов дидактической игры (ролевой и деловой).
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография