«Интуитивный» тип игровой культуры
Предпринятая нами попытка анализа историко-культурной динамики представлений общества о феномене игры показывает, что период от первобытного общества до начала эпохи Возрождения оказался важным этапом в развитии представлений о социально-педагогических возможностях игры, ее влиянии на становление человека, освоение им ценностей и нормативов культуры и действительно демонстрирует «интуитивный» тип игровой культуры. Не удивительно, что воспитание в первобытном обществе, а вместе с ним и обращение к детской игре было обусловлено не опытом, а своеобразным озарением, которое снизошло на первобытного человека помимо его воли. Можно сказать, что первобытный человек, сам того не осознавая, совершил величайшее, равнозначное научному открытие, которое тысячелетия спустя получит статус социокультурного и педагогического феномена. Однако игра в то время не могла осознаваться ни как средство, ни как прием, ни тем более как метод воспитания. С сегодняшних позиций ее можно рассматривать как своеобразный фон, на котором осуществлялось воспитание в первобытном обществе. Первобытный человек на интуитивном уровне включал ребенка в совместную хозяйственную, ритуальную и обрядовую деятельность, игры и увеселения для того, чтобы передать ему собственный омыт бытия. Приспособление к взрослой жизни шло наиболее успешно, если ребенок, овладевая атрибутами и нормами взрослой жизни, проигрывал «взрослую» деятельность, «примеряя» ее на себя, осваивал опыт оперирования атрибутами взрослой жизни, выполненными в миниатюрных размерах. Эти миниатюрные игровые атрибуты изготавливал взрослый человек по интуиции, предвосхищая результат освоения опыта взаимодействия с ним подрастающего ребенка. Совместное приобщение к культуре рода, традициям и обычаям общины шло стихийно, однако регулировалось системой табу, освоение которой определяло дальнейшую жизнь ребенка.
В эпоху рабовладения философско-педагогическая мысль стала реальнее осознавать и оценивать возможности игры, древние философы на эмпирическом уровне уже имели представление о тех результатах, которых можно достичь с ее помощью, их интуиция стала проявляться в более конкретных представлениях об игре и ее возможностях в деле воспитания молодежи. Успешность интуитивного использования игры в воспитании в период рабовладельческой эпохи зависела не от выделения ее как эффективного средства воспитания (на это древняя философия еще была не способна), а от сложившегося в ходе поиска сочетания средств воспитания, в котором игра вполне могла иметь место. От этого, и конечном счете, зависело осознание возможностей игры как средства воспитания.
Период античности внес свои изменения в отношение общества к игре. Однако и в эту эпоху она осталась лишь фоном, средой организации жизни детей. В условиях школьно го обучения игры были направлены на физическое развитие и воспитание будущих воинов, спартиатов и афинян. Древ негреческие философы усматривали в ней лишь подготовку к более серьезным физическим и военным упражнениям. Учащиеся постоянно включались в состязательные игры, демонстрирующие выносливость, силу, выдержку, необходимые для ведения военных действий. Система римского воспитания не представляет нам опыта использования игры ни в подготовке правителей, ни в подготовке ораторов. Квинтилиан, например, высказывался против посещения его сыном гладиаторских турниров, считая их жестокими и не имеющими воспитательного значения. В практике подготовки ораторов для развития их памяти прибегали к некоторым игровым приемам. Философы древнего мира в своей интуиции основывались на опыте предшествующих поколений. Их деятельность была опосредована опытом практической и духовной деятельности предков.
Раннее Средневековье характеризуется двойственным отношением к игре. Интуитивно общество представляло себе игру как забаву и детские занятия, а с другой стороны — как «бесовские пляски». Такое отношение довольно долго бытовало в умах и сердцах средневековых философов. Рыцарское воспитание, по сравнению с предыдущим периодом, демонстрирует более благосклонное отношение к забытым, развлечениям и турнирам, поскольку именно на рыцарских турнирах можно было блеснуть своими рыцарскими добродетелями. Но и в это время игра растворяется в повседневности. Только эпоха Возрождения дала новый вектор в формировании представлений о детской игре. Развитие ребенка, по мнению мыслителей этого периода, зависело от множества средств, в числе которых упоминалась и игра. Получили известность идеи использования игры в развитии отдельных умений: счета — при помощи игры в карты, ловкости и точности движений — при помощи игры в мяч. Игра рассматривалась как наивысшая форма проявления активности ребенка, но на вопрос «Как использовать его активность и направить ее с помощью игры в нужное русло?» Никто ответить пока не смог.
Несмотря на поиски нестандартных способов организации обучения и воспитания детей, игре уделялось недостаточно внимания. Объясняется это тем, что за играми детей не велось специальное наблюдение, игра еще не стала предметом серьезного научного изучения. Таким образом, для «интуитивного» типа игровой культуры характерно прямое угадывание истины. В эпоху первобытности, рабовладения и раннего Средневековья человек еще не мог обосновать возможности игры в воспитании и развитии ребенка посредством своего разума и опыта.
В эпоху первобытности доминировали познавательная, дидактическая, коммуникативная и социокультурная функции игры. Переход общества на следующую ступень развития, изменение его социальной структуры и содержания деятельности человека повлекли за собой изменения функциональных возможностей игры и интуитивное предвидение ее места в воспитании детей. Усиливается значение развивающей и дидактической функций в древнегреческих школах, особенно в тех, где содержание занятий включало военные тактические игры, спортивные игры и игры, обучающие ораторскому искусству. В Риме усиливаются развлекательная и гедонистическая функции игры, вытесняя познавательную и дидактическую. Общественное признание получили массовые развлечения в театрах, где зрители предавались наслаждениям.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография