logo
Учебное пособие_Методика организации игры

Цели игромастера и «пирамида потребностей»

Число достойных целей, которые стоят перед настоящим игромастером, очень велико.

Если вспомнить иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу, то мы заметим интересную вещь. Алгоритм восхождения к наивысшей потребности пятого уровня — к потребности в самоактуализации — достигается преодолением предыдущих — удовлетворение физиологических потребностей, потребности в безопасности, потребности в круге близких людей, потребности в познании.

Так вот, идеальный игромастер за одну игровую программу должен проходить этот путь! А указанные потребности выступают его последовательными алгоритмическими заданиями.

Во-первых, участники игрового процесса не должны переживать из-за очевидных естественных потребностей: в еде, тепле, в наличии своего участка пространства и т.п.

Во-вторых, им важно убедиться в безопасности, в отсутствии угроз физических и моральных, угрозы разрушения духовных констант и эстетического вкуса.

В-третьих, убедиться в гуманном, ценностном отношении к группе-аудитории в целом и к каждому конкретному человеку. Удостовериться в чувстве уважения к каждой личности, её качествам и результатам деятельности, в открытости и настоящем желании игромастера содействовать возрастанию личного авторитета каждого участника игрового поля, в личном доброжелательном отношении. Герри Чепмен в книге «Пять языков любви» среди таких языков указал: слова поощрения, внимание друг к другу, подарки и касания, совместное проведение времени и общение. Не нужно долго доказывать истинность этих языков как языков любви или доказывать их эффективность в установлении гуманного контакта между игромастером и аудиторией.

В-четвёртых, игры и игровая программа в целом должны удовлетворять потребность аудитории в познании. Деятельности человека присуще руководствоваться познавательными интересами (в отличие от животных, деятельность которых носит инстинктивно-биологический характер). Содержание игр, сюжетные коллизии, возникающие по ходу игры, сюжетные информационные паттерны, расширение познавательных горизонтов участников, привлечение их к экспериментированию, мотивация людей к оригинальному взгляду на проблему — во всём этом можно найти источники познавательного роста.

В-пятых, достижение позитивных результатов в творческих заданиях и поисках убеждает человека в его состоятельности, стимулирует рост здоровой амбициозности, способствует повышению его авторитета в кругах его общения (семья, родные, одноклассники, ровесники, школьное общество, соседи и товарищи по двору и т.д.).