2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
(Соловьева Н.Н., Дмитриева Н.П.
Среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 45-47.)
Профессиональная культура (являясь производным от культуры трудовой деятельности и культуры личности) — «системное образование, включающее в себя ряд компонентов, имеющее собственную структуру, обладающее интегрированным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных составляющих». Анализ различных современных концепций по формированию общей и профессиональной культуры в среднем педагогическом образовании позволил установить Те ее аспекты, которые на данный момент разработаны в педагогической науке:
«Развитие творческого воображения как один из факторов подготовки студентов к профессиональной деятельности по специальности» (Р.В. Акатова);
«Развитие профессиональной рефлексии» (Л.Н. Борисова);
«Формирование социальной защищенности» (А.В. Гут);
«Развитие профессионально-этической культуры» (А.В. Долгов);
«Развитие информационной культуры» (А.Н. Завьялов, С.Н. Исаева);
«Развитие профессиональной культуры студентов в процессе музыкального воспитания» (Л.С. Зац);
«Развитие художественно-эстетического вкуса в процессе освоения искусства» (Е.А. Малыгина);
«Формирование интерактивной компетентности в образовательном процессе» (А.Г. Харитонова);
«Формирование диагностических умений» (И.В. Чумаков).
Однако в концепциях профессиональной культуры будущего педагога не рассматривается такой ее значимый компонент, как культура игровой деятельности. Заметим, что игра в педагогическом процессе понимается как средство обучения и адаптации. С этой точки зрения игра в системе среднего специального образования, в том числе и педагогического, рассматривается применительно к различным сторонам учебно-воспитательного процесса: • деловая игра в экономическом образовании (И.М. Печерский);
игра в физическом воспитании (Ю.И. Портных);
преобразование содержания в игровых видах спорта (Е.Р. Яхонтов);
игра в экологическом воспитании (Е.А. Салина);
игра в художественном образовании (Л.Ю. Климова);
игровая технология в социокультурном образовании личности (Т.Ю. Прокопьева);
игровые методы обучения (О.О. Жебровская);
ролевые игры в экологическом образовании (А.В. Уткин) и т.п.
Мы, рассматривая культуру игровой деятельности в качестве структурного компонента профессиональной культуры будущего педагога, вводим игру не только как способ обучения, используемый преподавателем для организации учебной деятельности студентов, но и как объект. Это связано с тем, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. А именно для работы с детьми такого возраста готовит специалистов педкодледж. Игровая деятельность, обладая сильным воспитывающим, развивающим и обучающим потенциалом, требует особых организационных, коммуникативных, методических знаний и умений. Поэтому студенты, профессиональная деятельность которых связана с детьми, должны владеть культурой игры: уметь организовывать игру детей разного возраста в различных целях и для решения разнообразных учебных задач.
Таким образом, игра должна выступать как:
объект изучения в контексте будущей педагогической деятельности; средство обучения, помогающее приобрести необходимые личностно-профессиональные знания, умения и навыки; средство формирование личности будущего педагога, позволяющее раскрыть себя в учебной, а затем в реальной профессиональной ситуации в методическом и воспитательном отношении.
При сформированности культуры игровой деятельности — педагог в игровой форме, доступной и понятной детям, может эффективно разрешать различные проблемы (национальные, нравственные, коммуникативные и др.); развивать воображение и мышление детей; обучать, расширяя словарный запас и представления детей о мире.
В целях формирования культуры игровой деятельности студентов педколледжа нами был разработан спецкурс «Игропрактикум». Являясь компонентом дополнительного образования, спецкурс предусматривает постепенное включение студентов в игровую деятельность, которая носит профессионально-педагогический характер. Данный курс не мини-тренинг по психологии общения. Он основан на обучении игре как средству будущей учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; на игровой деятельности, в основе которой тренинговая работа и общение студентов для приобретения ими личностно-профессиональных качеств, а также специфических методических умений и навыков, необходимых для уместного и эффективного использования игры в учебно-воспитательной работе.
Спецкурс «Игропрактикум»:
предлагает обогащение студентов знаниями об игре с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
позволяет приобрести умения и навыки в проигрывании детских игр;
создает условия для культурного и личностного роста студентов, который возможен через игру;
формирует и развивает профессиональную компетентность.
Содержание спецкурса включает три раздела. Первый — знакомит студентов с различными теориями игры (с конкретными учеными и предлагаемыми ими концепциями). Второй раздел содержит тренинговые, игровые упражнения, соответствующие возрасту обучающихся. Цель данных занятий — обучение активным формам общения в игре и игровой деятельности. Студент I курса, как правило, испытывает трудности при общении с однокурсниками и преподавателями, а цель тренинговых занятий — пробудить и раскрепостить способности через игровую деятельность, развивая общую и профессиональную культуру.
Третий раздел спецкурса — это «мастер-класс», который должен научить студента:
играть в игры для детей;
отбирать игры в соответствии с различными педагогическими задачами и в соответствии с нестандартными учебно-воспитательными ситуациями;
достигать положительного результата в ходе и по окончании игровой деятельности детей;
успешно применять в дальнейшем свои знания, умения и навыки в воспитательных и обучающих целях.
Как показывает практика, студент, чья будущая педагогическая деятельность связана с маленькими детьми, часто сам не знает детских игр, а значит, вряд ли сможет на практике организовать игру, тем более для решения определенных педагогических задач. Студент педколледжа воспринимает игру, в первую очередь, как развлечение, не имея представления о ее иных функциях: коммуникативной, этической, эстетической, развивающей, диагностической. «Мастер- класс» помогает преодолеть указанные недостатки, включая будущих педагогов в активную игровую деятельность, где каждый обучающийся имеет возможность стать организатором игры «детей», в качестве которых выступает студенческая группа. Организация игры с «детьми» на учебном занятии усложняется необходимостью решения какой-либо педагогической проблемы. Примером может быть следующая ситуация. — В группе старших дошкольников есть мальчик иной национальности. Дети не воспринимают ребенка, не хотят с ним общаться, дразнят, делая акцент на его национальности и специфической внешности. Как при помощи игры разрешить данную нравственно-этническую ситуацию? — Подобного рода задачи предлагаются на зачетном занятии. Свое решение обучающиеся должны обосновать, проанализировав ситуацию и возможные варианты игровых решений заданной проблемы.
Студенты, закончившие спецкурс, знают подвижные игры и сумеют их организовать и провести. Это:
народные подвижные игры разных национальностей;
дидактические игры на речевое развитие, развитие математических представлений;
игры на сплочение детского коллектива, игровые упражнения на развитие восприятия и внимания, памяти, мышления, моторики;
игровые упражнения со специальной психологической направленностью («сказкотерапия» и «артерапия»), предполагающей диагностическо-коррекционный характер. Таким образом, результатом игропрактикума является готовность студента к общению с детьми в реальных условиях профессионально-ориентированной деятельности, что подтверждается итогами педагогической практики, проводимой, в частности, на базе московских педколлеждей № 4 и № 5.
Представим характеристику будущего воспитателя, педагога, обладающего культурой игровой деятельности; он:
знает различные концепции игры, может их проанализировать, сравнить и высказать собственную точку зрения по поводу той или иной теории; владеет различными психолого-педагогическими понятиями, связанными с игрой;
знает возможности и функции игры, умеет использовать их в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваясь поставленной педагогической цели;
с желанием входит в игру, легко вступает в контакт с другими участниками игрового действия, умеет слушать, сотрудничать, находить компромисс, открыто обсуждать личные возможности и внутреннее эмоциональное состояние, не боясь, что будет не понятым другими участниками;
вносит в план педагогической практики игровые упражнения, изученные в рамках спецкурса или подобранные самостоятельно, находя правильную форму проведения (индивидуальную или фронтальную);
знает возрастные особенности детей и характер возможных барьеров в общении с ними, владеет различными способами привлечения детей к игровой деятельности для решения разнообразных нестандартных педагогических задач;
умеет артистично, с позитивным эмоциональным настроем вселить в детей уверенность в собственных силах для преодоления трудностей при выполнении игровых упражнений.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография