logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога

(Соловьева Н.Н., Дмитриева Н.П.

Среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 45-47.)

Профессиональная культура (являясь производным от культуры трудовой деятельности и культуры личности) — «системное образование, включающее в себя ряд компонентов, имеющее собственную структуру, обладающее интегрированным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных составляющих». Анализ различных современных концепций по формированию общей и профессиональной культуры в среднем педагогическом образовании позволил установить Те ее аспекты, которые на данный момент разработаны в педагогической науке:

Однако в концепциях профессиональной культуры будущего педагога не рассматривается такой ее значимый компонент, как культура игровой деятельности. Заметим, что игра в педагогическом процессе понимается как средство обучения и адаптации. С этой точки зрения игра в системе среднего специального образования, в том числе и педагогического, рассматривается применительно к различным сторонам учебно-воспитательного процесса: • деловая игра в экономическом образовании (И.М. Печерский);

Мы, рассматривая культуру игровой деятельности в качестве структурного компонента профессиональной культуры будущего педагога, вводим игру не только как способ обучения, используемый преподавателем для организации учебной деятельности студентов, но и как объект. Это связано с тем, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. А именно для работы с детьми такого возраста готовит специалистов педкодледж. Игровая деятельность, обладая сильным воспитывающим, развивающим и обучающим потенциалом, требует особых организационных, коммуникативных, методических знаний и умений. Поэтому студенты, профессиональная деятельность которых связана с детьми, должны владеть культурой игры: уметь организовывать игру детей разного возраста в различных целях и для решения разнообразных учебных задач.

Таким образом, игра должна выступать как:

объект изучения в контексте будущей педагогической деятельности; средство обучения, помогающее приобрести необходимые личностно-профессиональные знания, умения и навыки; средство формирование личности будущего педагога, позволяющее раскрыть себя в учебной, а затем в реальной профессиональной ситуации в методическом и воспитательном отношении.

При сформированности культуры игровой деятельности — педагог в игровой форме, доступной и понятной детям, может эффективно разрешать различные проблемы (национальные, нравственные, коммуникативные и др.); развивать воображение и мышление детей; обучать, расширяя словарный запас и представления детей о мире.

В целях формирования культуры игровой деятельности студентов педколледжа нами был разработан спецкурс «Игропрактикум». Являясь компонентом дополнительного образования, спецкурс предусматривает постепенное включение студентов в игровую деятельность, которая носит профессионально-педагогический характер. Данный курс не мини-тренинг по психологии общения. Он основан на обучении игре как средству будущей учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; на игровой деятельности, в основе которой тренинговая работа и общение студентов для приобретения ими личностно-профессиональных качеств, а также специфических методических умений и навыков, необходимых для уместного и эффективного использования игры в учебно-воспитательной работе.

Спецкурс «Игропрактикум»:

Содержание спецкурса включает три раздела. Первый — знакомит студентов с различными теориями игры (с конкретными учеными и предлагаемыми ими концепциями). Второй раздел содержит тренинговые, игровые упражнения, соответствующие возрасту обучающихся. Цель данных занятий — обучение активным формам общения в игре и игровой деятельности. Студент I курса, как правило, испытывает трудности при общении с однокурсниками и преподавателями, а цель тренинговых занятий — пробудить и раскрепостить способности через игровую деятельность, развивая общую и профессиональную культуру.

Третий раздел спецкурса — это «мастер-класс», который должен научить студента:

Как показывает практика, студент, чья будущая педагогическая деятельность связана с маленькими детьми, часто сам не знает детских игр, а значит, вряд ли сможет на практике организовать игру, тем более для решения определенных педагогических задач. Студент педколледжа воспринимает игру, в первую очередь, как развлечение, не имея представления о ее иных функциях: коммуникативной, этической, эстетической, развивающей, диагностической. «Мастер- класс» помогает преодолеть указанные недостатки, включая будущих педагогов в активную игровую деятельность, где каждый обучающийся имеет возможность стать организатором игры «детей», в качестве которых выступает студенческая группа. Организация игры с «детьми» на учебном занятии усложняется необходимостью решения какой-либо педагогической проблемы. Примером может быть следующая ситуация. — В группе старших дошкольников есть мальчик иной национальности. Дети не воспринимают ребенка, не хотят с ним общаться, дразнят, делая акцент на его национальности и специфической внешности. Как при помощи игры разрешить данную нравственно-этническую ситуацию? — Подобного рода задачи предлагаются на зачетном занятии. Свое решение обучающиеся должны обосновать, проанализировав ситуацию и возможные варианты игровых решений заданной проблемы.

Студенты, закончившие спецкурс, знают подвижные игры и сумеют их организовать и провести. Это:

Представим характеристику будущего воспитателя, педагога, обладающего культурой игровой деятельности; он: