4.Ритуальное приветствие
Этот способ общей активизации имеет смысл применять в условиях достаточно больших аудиторий, тогда, когда индивидуально поприветствовать участников невозможно. При этом возникает возможность избирательного приветствия с представителями аудитории.
Приведём ориентировочные модули ритуального приветствия.
Модуль «Тактильный контакт».Проход игромастера через зал с вариациями тактильных контактов. Игромастер может поглаживать, пожимать (руки, ноги, плечи, головы, колени, спину, бока, живот), дотрагиваться до волос, обнять, быстро перебежать пальцами руки от кисти до плеча, подмигнуть, подарить воздушный поцелуй, потереть щёчку, коснуться носа. Прикосновения должны быть приятными и нежными. Руки — тёплыми и мягкими.
Модуль «Эталон».Проход игромастера через зал с фразой «Добрый день тем, у кого прекрасная улыбка!» Варьировать можно, например, так: «Добрый день тем, кто красиво сидит», «...у кого в одежде есть что-то красненькое, синенькое, жёлтенькое и т.д.)», «...у кого есть пуговки (шнурочки, кроссовки, часы, резиночки для волос и т.д.), «...кто умеет поймать свой нос (сделать «Буратино»: потереть свои уши, щёчки, приподняться для приветствия)» и т.п. При этом игромастер избирательно приветствует участников аудитории и идёт к месту, с которого будет руководить процессом игрового общения. В модуле используется желание ребёнка быть заметным и замеченным. Ребёнок с радостью «найдёт» у себя всё, что называет игромастер, чтобы тот его заметил, чтобы войти в круг тех, на кого обратили внимание.
Модуль «Невнимательный игромастер».Этот модуль вызывает много эмоций у детворы. Поэтому он считается едва ли не главным в арсенале клоунов всего мира. Игромастер идёт через зал с реквизитом. Во время приветствия и поклона, он нарочно что-то теряет, рассыпает, старается поймать и закидывает ещё дальше. Теперь он просит помочь ему собрать вещи. Получая их, он благодарит помощников и заодно здоровается с ними.
Вариант — модуль «Забывчивый игромастер». Проходя через зал, почти добравшись до нужного места, игромастер кидает фразу: «Я где-то там забыл свою сумку (портфель, чемодан, рюкзак и т.п.). Пожалуйста, помоги мне найти! Ура! Теперь передайте её мне. Нет-нет, пожалуйста, не так. Погладьте её, обнимите, подышите на неё (потрите, потрясите...), чтобы она не испугалась (не убежала, не открылась и т.п.). Высоко держите, заботливо передавайте! А теперь только через руки девочек. Теперь — мальчиков (пап, мам, взрослых...)». Такой ход тоже предполагает множество вариаций и импровизаций. Позвольте себе попридумывать! Ощутите игру!
Ещё один вариант — попросить детей помочь донести свои вещи до сцены. Желающих будет достаточно. С ними и здоровается игромастер. Через их реакцию и устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией.
Модуль «Домино».Игромастер, проходя через зал, медленно выбирает себе человека для контакта. Коротко приветствуя его каким-то жестовым способом, он просит «передать его приветствие (рукопожатие, похлопывание по плечу, попытку хлопнуть ладонями о ладони, обняться мизинчиками и т.д.) соседу далее по ряду (колонне, диагонали, кто кому захочет...). Тот передаёт другому, тот — следующему и т.д.
Есть вариант такого подхода, в который вводится скрытая конкуренция. «Интересно, какой ряд быстрее (теплее, дружнее, радостнее) передаст мои приветствия друг другу: этот или этот (указать)». А потом — предложить рукопожатие, поочерёдное подмигивание, прикосновение руками к плечам, толкание плечом и т.д. Если вы работаете в кругу, то приветствия посылаются по полукругам, и (что важно!) обязательно нужно дождаться момента передачи приветствия себе обратно с обеих сторон. При этом подготовьте такой момент соответствующими микрофразами, эмоциями («только вообразите, как мне будет приятно...» и т.п.)
Модуль «Колонна».«Мне очень приятно от того, что у нас так много детей в зале. Но жаль, что я не могу поздороваться с каждым из них лично. О! Придумал! Я поздороваюсь сразу со всей колонной! Положите, пожалуйста, все, кто сидит в этом ряду (показать) правую руку на плечо тому, кто сидит перед вами». Далее игромастер, приветствуя, трясёт руку первого, а прочие в ряду трясут плечи друг друга, приговаривая «Добрый день». Следующий шаг — выбор нового ряда для приветствия. И так несколько раз. Если у вас на игре есть несколько рядов, проведите такой способ приветствия по рядам.
Модуль «Интересное приветствие».Игромастер предлагает участникам поздороваться привычным для нас способом, скорее всего — рукопожатием. Потом предложит поприветствовать друг друга как баскетболисты (хлопнуть открытыми ладонями двух рук наверху), как моряки («дают краба», то есть разводят пальцы правой руки, будто держат большое яблоко; объединяются «крабами», быстро бегут пальцами по рукам до плеча и одновременно ударяют по нему), как англичане (выкрикиваем «хай»!), как вежливые юноши (стать перед девушкой и кивнуть), как воспитанные девушки (аналогично, держась за край юбки), как аборигены (трутся носами), как японцы (низко кланяются друг другу, держа сложенные ладонями руки перед собой), как любящие папа с мамой (объятия), как кошечки (трутся и мурлычат), как пёсики (кряхтят и громко говорят «гав!») и т.д. Вариантов подобных приветствий можно создать сколько угодно. Творите и наслаждайтесь чудесным общением с детьми!
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография