2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
(статья Э.С. Замяткиной из журнала
«Среднее профессиональное образование». 2009. № 10. С. 41-43.)
Как показывают исследования, в области подготовки профессионально-педагогических кадров имеются значительные проблемы. Одна из них — низкий уровень игровой деятельности будущих педагогов. Выпускаемые специалисты, обладающие определенным набором профессиональных знаний, навыков и умений, но не имеющие высокого уровня развития игровой компетенции, на практике оказываются зачастую функционально неэффективными и не всегда могут передать имеющиеся у них знания ученикам. А ведь общеизвестно, что игровая технология — это, прежде всего, не только главное средство деятельности педагога, но и средство реализации его личности в профессиональной деятельности.
Анализ учебных программ подготовки педагогов профессионального обучения показывает, что развитию навыков игровой деятельности сегодня не уделяется должного внимания. Поэтому необходимо искать такие педагогические методы, приемы и средства, которые позволят имплицитно, в качестве «сквозной» линии, в течение всех лет обучения работать над развитием игровой компетенции будущих педагогов профессионального обучения. На наш взгляд, этому может способствовать широкое применение игровых форм обучения.
Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе для педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.И. Пидкасистый, И.М. Сеченов, Д.Б. Эльконин и др., в зарубежной — О. Декраль, Р. Коэй, М. Монтессори и др.
Э.С. Замяткина, методист Московского гуманитарного педагогического института Подлинными энтузиастами широкого распростра-нения игр в обучении были П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шац-кий, И.Я. Герд, А.У. Зеленко, И.С. Массалитинова. В университетах, колледжах, школах бизнеса и крупных промышленных компаниях США, Канады, Англии, Франции, Германии широко используется имитационно-игровой подход для моделирования различных сфер будущей профессиональной деятельности обучаемых. Такой подход в современных исследованиях расценивается как эффективное средство обучения, приобретения опыта управления, принятия решений, планирования и т.д. (Р.Г. Грэм, К.Ф. Грей, А.Дж. Дейл, Д. Нанус и др.)
В нашей стране психолого-педагогические и методологические основы создания и применения игр в учебно-воспитательном процессе были предложены Ю.К. Бабанским (познавательные игры), А.А. Вербицким (учебно-деловые игры), Ю.Н. Кулюткиным (педагогические игры), П.И. Пидкасистым (обучающие игры), Г.С. Сухобской (учебно-имитационные игры), И.М. Сыроежкиным (дидактические игры).
Однако, несмотря на значительное количество работ по проблеме использования игр в процессе обучения, их педагогический потенциал еще далеко не исчерпан. Связано это прежде всего с тем, что игры, применяющиеся в учебном процессе, как правило, однотипные. Они разрабатываются преимущественно или как один из компонентов конкретного занятия теоретической либо практической подготовки. Но, по нашему мнению, такой подход к использованию игр не позволяет полностью реализовать их дидактические возможности. Более того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема организации игровой деятельности в целях развития игровой компетенции будущих педагогов профессионального обучения требует своего исследования. Именно поэтому существует необходимость организации игротек в профессиональных учебных заведениях.
Термин «игротека», уже более шестидесяти лет применяемый в отечественной культуре, дает обозначение для чрезвычайно, казалось бы, несхожих фактов. В одном случае игротекой называют учреждение, в другом случае — метод работы, третий источник утверждает, что его игротека представляет собой вид пособий.
Уже первое отечественное учреждение, названное игротекой, хоть и функционировало при школе, принадлежало Институту игрушки «для экспериментальной проверки на детях новых образцов игрушек». Специализировалась именно на игрушках и первая зарубежная игротека: «Первая библиотека игрушек в США, а возможно, и в мире, была организована в г. Лос-Анджелесе в 1930-е годы. Владелец магазина игрушек оборудовал библиотеку игрушек у себя в гараже. Из этого родилась программа “Лос-Анджелесский игрушечный заём”». В среде некоторых практических педагогов довольно основательно утвердилось отношение к игротекам как к учреждениям, занятым весьма ограниченной частью обширной сферы игры. Е.М. Минскин на практике блестяще расширил и углубил изначально, казалось бы, узкое явление, добившись в 1941 г. для своей одесской игротеки статуса Центральной игротеки Украины, а после того, как она была разрушена войной, создал в 1946 г. новую игротеку уже в Москве, в городском Доме пионеров и школьников (с 1962 г. — Отдел игр и развлечений, являющийся, на наш взгляд, максимально развитой игротекой).
Какими должны быть игротеки и чем им заниматься, стали спорить сразу же после попадания этого термина в печать и в среду педагогов-практиков. Причем не обращали внимание на то, что игротека — явление многофакторное и многокомпонентное. Гипертрофировалось значение какого-то одного аспекта без соотнесения его с другими. Например, С.В. Глязер, ветеран ЦПКиО им. М. Горького, самым существенным признаком игротеки, видимо, считал одно из качеств всякой игротеки — концентрацию в одном месте набора разнообразных игровых вещей. И его предшественники и современники (Н.С. Нелюбов, А. Шонфелд, Г. Авлов,) считали, что этот атрибут — комплект игрушек (т.е. простейшая разновидность игротеки) — постоянно необходим для воспитания. Да, идея придать комплекту игрового инвентаря новое качество — вплоть до специализированного учреждения или метода воспитания — возникала, видимо, не раз. Идея библиотек игрушек и игр (игротек) принадлежит К.Н. Вентцелю, русскому педагогу, пропагандисту гуманистического, свободного воспитания. Вентцель открыл в 1908 г. в Москве Дом свободного ребенка и создал при этом доме музей образцовых детских игр и игрушек — первую общественную игротеку. Вентцель заложил концептуальные начала включения ребенка в мир сказочного, активного вовлечения его в игровое общение на специальном «защищенном пространстве игры».
Как известно, игра является основной деятельностью ребенка, и создание специальных условий для развития этого вида деятельности поможет решить ряд вопросов, связанных как с организацией образовательного процесса, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Игротека поможет осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения и школы в работе с детьми. Студенты, имеющие возможность посещать игротеку, смогут решать возникшие проблемы с помощью игровых методов и технологий личностно ориентированного подхода. Игротека служит дополнительным развивающим и образовательным пространством, местом для проведения пробных занятий с дошкольниками, младшими школьниками.
Игротека в профессиональном учебном заведении должна быть оснащена технически и методически, чтобы не только студенты, но и педагоги имели возможность использовать игрушки, оборудование и пособия в работе с детьми разных возрастных категорий.
Помимо набора игрушек игротека должна иметь методический банк: пакет учебных и методических пособий (учебные пособия, сборники, программы, развивающая литература); конспекты занятий, сценарии праздников, тематика классных часов и т.д.; учебные и игровые CD-диски; презентации по разным видам игр; научно-исследовательские работы студентов по игровым технологиям. Пространство игротеки рекомендуется обустроить в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности.
В игротеке должны работать специалисты, которые могут ориентировать студентов на создание игровых моделей. Роль таких специалистов зависит от тех ситуаций, которые могут возникать у будущих педагогов в процессе работы с детьми: они могут выступать организаторами игровой среды, наблюдателями, помощниками, партнерами по общению или игре, посредниками, инициаторами игры, а также консультировать студентов по различным вопросам, связанным с организацией игры на практике.
Во время занятий в игротеке студенты обучаются различным игровым технологиям. Играя, студенты учатся обращаться с предметами, игрушками, пособиями, учатся взаимодействию с детьми разных возрастных категорий, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Игра позволяет студентам преодолеть психологический барьер, характерный для многих преподавателей, поставленных перед необходимостью разрабатывать игры и игровые приемы.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография