logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.43. Игровая деятельность детей разного возраста

(фрагмент лекции А.В. Петрова «Игровая деятельность

как вид активного социально-психологического обучения»)

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрастепомогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. объясняется следующими причинами.

Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрастеотличаются качественным своеобразием.

решение педагогических задач:Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой — способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

(Фрагмент статьи Белоножко А.В. «Игра в тренинге. Культура игры»)

… Игра присутствует на всех этапах развития личности. «Игра — один из видов активности человека». Младенец занят предметно-манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений.

На дошкольное детство приходится пик игрового периода, когда формируются все человеческие способности: речь, самосознание, воображение, творчество.

В.С. Мухина считает, что шестилетний возраст — период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был причастен. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения.

В период дошкольного детства в игре развивается волевая, интеллектуальная и эмоциональная сферы личности ребенка. В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности. В спорте найдут отражение подвижные и соревновательные игры. В художественно-эстетической деятельности — ролевые и режиссерские игры.

В период школьной жизни игра занимает второстепенное место и отступает перед другими видами деятельности. Многие педагоги отвергают игру в своей деятельности, хотя дети и подростки проявляются активность в большей степени именно в игровой деятельности. Освоение многих нравственных норм, ценностей, правил происходит с помощью косвенного воспитательного воздействия, которое оказывает игра. Это и правила игры, и поведение других участников, мнение товарищей и друзей, окружающие условия.

А.С. Макаренко считал, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. Сходство игры и труда заключается в том, что в каждой игре, как и в работе, есть усилие — физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное. Игра доставляет радость творчества, радость победы, эстетическую радость. Любая игра — это также большая ответственность.

Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизм сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания.

Игра в школьном возрасте остается ведущей формой жизне­деятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки реаль­ной и взрослой жизни. Только игра эта становится другой: при сохранности игрового типа поведения и сознания меняется содержа­ние. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток уже принимает на себя отношения, чувства, переживания, риск и борьбу реальной жизни.

Грань между игровым и реальным миром становится условной, а иногда практически растворяется. Когда социальная активность зат­руднена, социализация в реальном мире значительно затрудняется — остается альтернативный вариант — создание нового мира в игре и через игру. Именно в этом новом мире подросток и юноша практически впервые в жизни выступают как «деятели». В силу этого игровая деятельность представляет собой один из главных факторов социализации, в частности приобретение личного опыта совместной жизнедеятельности.

Взрослая жизнь также не лишена игры, об этом пишет Э. Берн в своем произведении «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Конечно же, игра приобретает другой характер, но от этого не теряет своей сути. Во взрослой жизни это мощный защитный инструмент, позволяющий решить задачу самосохранности, эффек­тивный способ профилактики стресса или постстрессового состояния.

Неоспорим тот факт, что игра социализирует, развивает и оздоравливает личность. Образно говоря, теория игры — это духовное дитя всей истории философской и психолого-педагогической мысли. В конечном счете игра — активное начало, по сути своей направ­ленное на то, чтобы не дать культуре, да и всему миру застыть в непод­вижности.