2.18.Об игровой культуре народов россии
(по материалам статьи А.А. Смойлова «Об игровой культуре народов России»)
Основу культурного многообразия российского общества составляют этнические общности. Это более 200 наций, народностей, разноимённых этнических групп. Известно, что четкое осознание своей принадлежности и своего места в мире приходит к человеку только в критические моменты. Нестабильное экономическое положение, бесконечные реформы, отсутствие внимания к нуждам населения вызвали рост этнического и национального самосознания. Обращение к своим истокам и традициям наблюдается повсеместно. Появилось большое количество этнографической литературы, ознакомившись с которой, можно узнать историю и быт разных народов, их обычаи и традиции, отношение к окружающей среде, особенности хозяйственной и духовной деятельности. Знание этих особенностей, помимо обогащения культуры, способствует межкультурному взаимодействию и взаимовлиянию.
Процесс формирования культуры любого народа во многом определяется особенностями его расселения. Историко-этнические территории, географическая среда, природно-климатические особенности в огромной степени определяют формы жизнедеятельности населения, его культурное многообразие. Важным элементом национальной культуры являются народные игры. Именно в игровой деятельности в большей степени проявляются национальный характер и психофизиологические особенности этноса. Представляется, что народные игры это наиболее содержательный источник информации о культурно-историческом развитии народа.
Игровой подход к анализу истории и культуры разработал и применил Й. Хейзинга. В работе «Homo Ludens» он изложил культурологическую концепцию игры, в которой игра выступает как предшественник культуры, заполняет жизнь, становится средством понимания и осуществления всей совокупности отношений между людьми. В определении Хейзинга игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь.
Анализ литературы показывает, что в жизни многих малых племён и народов игры являются одним из типичных видов человеческой деятельности. В них отражаются основные области материального и духовного творчества людей. Так, у греков игры ставились в один ряд с умственным образованием и духовным развитием. До наших дней сохранились античные скульптуры и фрески греческих атлетов и героев, чья жизнь и телесная стать служили идеалом той эпохи. Знаменитые Олимпийские игры, традиции которых дошли до наших дней, были и остаются символом мира и солидарности. В Древнем Риме игры служили основным элементом воспитания, любимыми занятиями римлян были бег и борьба. Римские полководцы всегда перед серьёзной битвой устраивали игры в мяч для поднятия боевого духа, совершенствования физического состояния и ловкости. Средневековая цивилизация, эпохи Новое Время и Возрождение также содержат игровую деятельность, отражающую особенности культуры того времени (рыцарские турниры, скандинавские игры).
Начиная обзор национально-этнической игровой культуры, следует отметить, что многие игры у разных народов России имеют поразительное сходство, что свидетельствует о существовании единых корней цивилизационного развития. В литературе даются многочисленные описания конкретных национальных игр, для удобства системного анализа игр представляется возможным предложить классификацию. Это языковые или коммуникативные игры, в которых проявляются стиль и характер общения населения; сезонные, отражают климатические условия региона и особенности хозяйственного уклада, поведенческие — указывают на темперамент и особенности нервной системы; культовые, или обрядовые, связаны с вероисповеданием народа.
Русские активно осваивали территории, взаимодействуя с местными племенами и народностями, обменивались опытом хозяйственной жизни. В этом социокультурном контексте национальные игры успешно развивались и обогащались. Анализ показывает, что отличие всех русских игр и национальных игрищ в том, что в них, главным образом, проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству и задорности. Посредством игры простой народ сохраняет поверья и обычаи предков, смешивая их со своими привычками. Практически каждая из русских игр имеет свой смысл, свою поэзию и эстетику.
Продолжительные зимы, обилие снега отразились на характере русских игр. Зимним увеселением мужчин и женщин было катание на льду, скатывание с горок, взятие снежной крепости. Иностранцы, посещавшие Россию, отмечали удивительную легкость и проворство русских в скольжении на коньках. Кульминацией зимних праздников были кулачные и палочные бои. Эти примерные битвы происходили при жилых местах, чаще всего на льду, бились неистово и жестоко, все это сопровождалось звуками бубнов и подбадривающими криками толпы, летальные исходы были не редкостью. Возможно, эти бои закаляли и делали русских неустрашимыми и храбрыми в сражениях. В то же время в этих боях прослеживается склонность к самоистязанию и вынужденной агрессии против человека. О пристрастии русского человека к рукопашному бою можно судить по организации многочисленных школ единоборств в нашей стране и лидирующим позициям в этих видах спортивной деятельности на международной арене.
Интересные наблюдения дает анализ традиционной игровой культуры финно-угорских народов. Любовь карелов к играм и танцам отражена в карело-финском эпосе «Калевала». От слова «кижат», обозначающего игру, веселье, произошло название острова Кижи. Большинство игр проводятся в зимнее время года на льду и снегу с использованием инвентаря, изготовленного из дерева. Для народов, проживающих в северных областях, характерны игры на выносливость. Суровые зимы закаляли, а игры северных народов отличались задорным праздничным коллективным действом. Яркий национальный колорит и оригинальность, музыкальное сопровождение, широкое использование народного языка и фольклора традиционно делали эти игры центром событий в жизни сельской общины.
У народа мари каждый национальный праздник сопровождался своими традиционными играми. Так, во время масленицы девушки съезжали с горы на прялке, разбрасывая при этом конопляные семечки. Подростки и более старшие участвовали в игре «Катание по шестам» («Вара умбач мунчалтымаш»). Она требует согласованности двух игроков, умения удерживать равновесие при быстром скольжении. В первый весенний праздник Агавайрем молодежь состязалась в беге. Обычно молодые мужчины собирались в роще и по сигналу бежали к деревне. Победитель получал от Карта полотенце и десяток яиц. В течение праздника имели место игры с мячом: «Мече дене модмаш» (катание мяча), «Мечым логалте» (сбей мячом) и др. Марийская народная мудрость со-ветует умело пользоваться своей силой, но не злоупотреблять ей: «Прежде чем выйти на большую дорогу, проверь себя на тропинке; большой кулак может погубить голову» («кугорныш лекме дечончыч вийетым йолгорнышто терге; кугу мушкындо вуйым кочкеш»).
В условиях тесного контакта с финноуграми формировалась культура чувашского народа. Игровая культура этого региона разнообразна и самобытна. Фольклор содержит игры, которые редко встречаются у других народов. Игры и праздники рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания подрастающего поколения. Поэтому у чувашского народа много игр для детей. Большинство игр носит групповой характер. Они связаны с имитацией трудовых операций. Так же, как и у жителей северных районов, у чувашского народа много игр, воспитывающих выносливость.
Исторические судьбы народов Кавказа, их экономика, культура и быт во многом общие. Много сходного и в традиционной игровой культуре, которая служила важным средством физического и духовного развития личности, укрепления здоровья и отдыха людей, подготовки их к труду, обороне и активной жизни в суровых условиях гор. Характерная особенность традиционных игр народов Кавказа — это их этническая пестрота. В содержании игр много единоборств, упражнений, связанных с физической силой. Так, только в Дагестане насчитывается более восьми вариантов борьбы. Своеобразием отличаются игры в Северной Осетии, они продолжались иногда от трех до пяти дней. Состязания проводились между отдельными семьями с одинаковыми фамилиями. Для судейства игр создавался совет стариков, что подчеркивает важность этого процесса. Основными видами состязаний в играх были скачки, поднятие тяжестей, борьба, переход через горную реку и др. В играх участвовали и молодежь и взрослые. Они заранее знали, какие будут игры (согласно традициям торжества) и тщательно готовились к ним.
Благоприятные природно-климатические условия для земледелия и скотоводства способствовали развитию сельского хозяйства и, соответственно, появлению игр, связанных с этими процессами. Так, в частности, у чеченцев и ингушей много игр, имитирующих традиционные занятия: уборку урожая, стрижку овец, приготовление сыра и др. Одной из популярных была «Сырная игра». В ней участвовали две команды. Каждая приходила на игру с головкой сыра, положенной в мешок. Участники стремились отобрать сыр у противника и доставить обе головки старикам, которые находились обычно на возвышенности и наблюдали за ходом борьбы. Игра была эмоциональной, изобиловала разными приемами (исключались только приемы, влекущие телесные повреждения). Игра длилась несколько часов, что требовало большой силы и выносливости. Аналог этой игры по характеру физической деятельности, можно найти у грузин. В Грузии игра эта носит название «Лело», она по сей день популярна.
Обзор литературы показывает, что первоначально народные игры отображали только трудовые или бытовые действия. Большинство игр иллюстрируют наиболее древние формы человеческой деятельности, такие как охота и собирательство. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме — в форме игр и плясок, доставляющих одновременно и эстетическое удовольствие. В ходе социокультурной эволюции множество игр было отделено от трудовых действий. Отметим, что у многих народов, в частности народов Кавказа, игры связаны не только с особенностями быта и культуры, но оказываются успешными формами социализации. Особенности геополитических условий диктовали необходимость с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. В этом регионе сохранились силовые игры с сюжетами военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей с имитацией военных действий развивали физические и нравственные качества личности, формировали прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки. Они поощрялись взрослыми и считались оптимальной формой подготовки к жизни.
Анализ формы и содержания народных игр показывает, что игровая деятельность во многом отображает конкретные формы жизнедеятельности и в ней на всем протяжении исторического развития этноса проявляются и фиксируются важнейшие характеристики нации, общественные преобразования, конкретный для данного народа жизненный уклад, особенности мировоззрения, степень культурного развития, культурные межнациональные связи.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография