logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.3. Признаки игровой деятельности

(по материалам книги О.С. Газмана «Неклассическое воспитание:

от авторитарной педагогике к педагогике свободы», С.223-232)

…В фундаментальном исследовании игры француз­ского философа Роже Кайуа дается достаточно целостная картина этого феномена, включающая как объективные, так и субъек­тивные ее характеристики. В книге «Игры и люди» Кайуа дает следующие признаки, объединяющие все виды деятельности, обозначаемые словом «игра». Это деятельность:

  1. Свободная: игрок не может быть к ней принужден, иначе игра тут же потеряет свою привлекательность;

  2. Обособленная: она ограничена точными временными и пространственными, заранее определенными границами;

  3. Неопределенная: ее развитие и результат нельзя заранее предвидеть; у игрока всегда есть инициатива и определенная свобода проявить находчивость;

  4. Непродуктивная: не создает ни продукта общественно ценного, ни материальных благ, ни каких-либо новых элементов, кроме перераспределения собственности (имеется в виду игровой — О. Г.) внутри группы игроков; в конце игры ситуация идентична начальной;

  5. Регламентированная: подчиняется условиям, отменяющим обычные законы и временно вводящая новую, един­ственно имеющую силу закономерность. (В этой связи Кайюа делает любопытный комментарий: «В этом ограниченном игрой пространстве и отведенном времени путаные и сложные законы обычной жизни заменяют на точные, понятные придуманные правила, которые надо воспринимать такими, какие они есть, и которые обеспе­чивают правильное течение игры. Обманщик, если и нарушает правила, все равно делает вид, что их соблюдает. Поэтому надо отдать справедливость авторам, подчерки­вающим, что нарушение правил не губит игру. Обманщик не ставит под сомнение правило, он лишь злоупотребляет лояльностью других игроков. Настоящим же разрушителем игры становится тот, кто ее отрицает, видит абсурдность в условности правил...»);

  6. Иллюзорная: сопровождается специфическим ощуще­нием какой-то второстепенной реальности или полной нереальности по отношению к повседневной жизни.

Все авторы, пытавшиеся обозначить признаки игры, а тем более дать ее дефиницию, сталкиваются с одной и той же трудностью. Любой признак, взятый отдельно, сам по себе может быть отнесен не только к игровым явлениям. Скажем, мальчик свободно и добровольно берет у мамы тяжелую сум­ку, чтобы ей помочь. Свобода и добровольность есть. А игры может не быть.

…Разорвать этот круг противоречий не представляется возможным, если смотреть на игру одновременно с нескольких позиций: историка, философа, психолога, самого ребенка. Надо выбрать какую-то одну точку отсчета. Таковой, на наш взгляд, является психологическая доминанта игры: взгляд на нее с позиций самого играющего (субъекта деятельности).

Возьмем пример: мы видим двух мальчиков, бегущих друг за другом. Можно предположить, что они спешат на электричку или в кино, но один сильнее и поэтому бежит быстрее. Можно допустить, что один догоняет другого, чтобы его ударить, подраться. Но можно предположить, что дети играют в «догонялки» или устроили игру «кто быстрее добежит». Выявить, что же на самом деле происходит, можно лишь одним способом: определить психическое состояние человека, которое, конечно, связано с его намерением. В каком состоянии мальчик бежит? В состоянии агрессивного аффекта, характерного для драки, деловой озабоченности («чтобы не опоздать») или веселого напряжения, которое побуждается игрой?

Таким образом, доминантной характеристикой игры мы считаем психическое состояние субъекта игры, которое мы обозначаем как игровое состояние. Игровое состояние представляет собой сложный комплекс переживаний, которые испытывает всякий играющий. Различные типы игры и различ­ные стадии дают этому состоянию свои особые эмоциональ­ные оттенки, выдвигают свои составляющие его доминанты.

С той или иной мерой приближения к истине игровое состояние в различных играх и на различных стадиях игры можно было бы описать в таких выражениях, как «радость условности», «увлеченность отвлеченностью», «предвкушение неожиданности», «веселая озабоченность», «наслаждение импровизацией», «напряженная активность», «приятная сосредоточенность», «легальная симуляция», «азарт испытания», «коммуникативный энтузиазм». Иначе говоря, игровое состояние есть ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или соци­альной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или со­ревнования.

Суммируя признаки игры, называемые ведущими специалистами в этой области, можно сказать, что детские игры — это, во-первых, занятия субъективно значимые, приятные, самостоятельные, активные и добровольные (необязатель­ные). Во-вторых, имеющие аналог в реальной действитель­ности, но отличающиеся своей неутилитарностью и небуквальностью воспроизведения. В-третьих, возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функций организма или качеств личности, за­крепления достижений или снятия напряжения.