logo
Учебное пособие_Методика организации игры

Факторы, препятствующие успешному проведению игры:

1. Выход из роли.Одна из распространенных проблем, возникающих в процессе ролевой игры, — это постоянный «выход из роли» кого-либо из участников. Как правило, такой ученик прерывает свои действия объяснениями, почему он совершил тот или иной поступок. Эти объяснения нарушают ход игры, мешают другим игрокам оставаться в своих ролях. Подобное поведение является невротической реакцией, вызванной тревогой. Избежать этой нежелательной ситуации можно с помощью каких- либо разминочных упражнений, снимающих напряжение и проводимых перед игрой, либо во время игры ротируя роли, поручив нервному игроку другую, более простую роль.

2. Шутовство.Такое поведение игрока может возникнуть как в результате чрезмерного старания как можно более колоритно изобразить персонажа, так и в результате неправильного понимания ситуации. Иногда переигрывание указывает на неприятие игроком искусственности создаваемой в игре обстановки. Помочь в данной ситуации может либо разъяснение роли игроку, либо приближение обстановки к реальности, создаваемое с помощью каких-либо дополнительных средств, перестановки мебели, иного расположения игроков и т. д. Часто с помощью шутовства школьники пытаются привлечь к себе внимание, поставить себя таким образом в центр общения. Если такому игроку нельзя дать по каким-то причинам центральную роль, удовлетворяющую его потребность в самореализации, то можно дать ему дополнительные обязанности, загрузить его дополнительной работой: делать подсчеты, вести записи и т. п.

3. Молчание.Оно возникает в том случае, если ученик плохо знает изучаемый материал и не представляет себе, как в данной ситуации мог бы действовать его персонаж. Чтобы не производить замену игрока в ходе игры и дать ему возможность участвовать в коллективной работе, можно использовать помощь двойника — другого ученика, способного заменить его в затруднительной ситуации. Или, если позволяет сюжет игры, вместо одного персонажа ввести группу, например, вместо одного директора, эколога и т. д. — совет директоров, экологическую комиссию. Если же молчание вызвано недостаточностью информации у учеников по изучаемой проблеме, то учитель может предоставить учащимся дополнительный материал в ходе игры.

4. Скука.Она возникает, как правило, при многократном повторении игры, когда все в ней уже хорошо знакомо ученикам, и она больше не увлекает их. Скуку может вызвать и новая игра, если в ней не предусмотрены какие-либо неожиданные повороты сюжета, нет риска, а роли не содержат некоей доли конфликтности, столкновения позиций. В первом случае можно сократить время, отводимое на каждый из этапов игры, завершив ее раньше, чем предполагалось, и придав ей больше динамики. Во втором — внести в игру необходимые изменения, и тогда учитель сможет вновь обращаться к ней, не вызывая негативной реакции учащихся. Вместе с тем, учителю не стоит переоценивать игровые технологии. Практика показывает, что чрезмерное увлечение ими ведет к резкому снижению системности и научности знаний. Кроме того, школьник, постоянно находящийся в потоке бурной коллективной жизни, порой нуждается в некотором обособлении, чтобы самостоятельно обдумать происходящее.

5.Эскалация эмоций.Эмоциональная насыщенность — это одна из отличительных характеристик игровой деятельности, именно она и привлекает учеников, но если эмоции выходят из-под контроля, то они могут стать существенной помехой ролевой игре. Чрезмерный эмоциональный подъем может возникнуть на разных этапах игры: на этапе ввода в игру, в процессе самой игры и при ее обсуждении. Все эти случаи требуют к себе различных подходов. Увлекшись необычной для школы формой деятельности — игрой, дети могут не распределять, а захватывать роли, порождая конфронтацию, которая может отразиться и на самой игре. Продумывая детали организации игры в классе, педагогу нельзя упускать из виду характер взаимоотношений в классе. Если страсти накаляются в ходе самой игры настолько, что их проявление может нанести вред самим игрокам (унижение других игроков и т. д.), то игру лучше остановить, пока ситуация не разрядится. Выбор момента для остановки игры остается за педагогом и зависит от того, насколько хорошо он знает своих учеников.