logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.8. Классификация игр

(по материалам сайта «Церковная школа» Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra4/)

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игрыразделены на три рода:

— игры теплокровных животных и их детенышей;

— игры первобытных людей и их детей;

— игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игрыразделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики». Родрезультативных игримеет два основных класса:

— энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

— интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

по игровой среде:без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения, технические со средствами передвижения.