Организационная основа проведения детских игр
…Выбор игры.Многообразие собственно детских игр, в том числе игр для детей, созданных педагогами, психологами, игротехниками, отражает разнообразную полезность игр, которая заключается в их сюжетах, содержании, правилах и т.п. Сошлемся на справедливую позицию в этом отношении Н.К.Крупской: "Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и Т.Д.. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того; каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и места ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде вещных предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), "продуктов" художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным (отремонтировали кукол, сделали новогодние игрушки, собрали металлолом и т.п.). Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанные между собой.
Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка. Выбирающий детские игры учитывает эти внутренние цели, уточняя свои, воспитательные. Воспитатель, какие бы цели и задачи он ни преследовал в детских играх, обязан помнить, что игра будет игрой до тех пор, пока дает действующим в ней лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя абсолютно предусмотреть в творческом плане, но можно в нравственном. Именно в творческой сути игрового действия кроется главная интрига игры. При выборе игры прежде всего учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и условия самовоспитания. К выборам игр, естественно, привлекаются и сами дети, чтобы они почувствовали себя соавторами игр, прониклись чувством ответственности за них. В свободном самопроявлении дети всегда выбирают игры сами.
Предложение игры детям.Свободная инициатива детей стоит выше подражаний, которые стараются вызвать взрослые. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Обычно используются неигровые и игровые приемы предложения игры. Неигровой прием прост — это устное предложение: — Есть интересная новая игра! И т.п.
Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио-объявления и т.п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе размещение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Оборудование и оснащение игровой площадки, ее архитектура.Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.). Для многих игр необходимо специальное пространство, защищенное от любых посягательств извне, место, где ребенок может чувствовать себя свободным. Дети стараются играть там, где обстановка напоминает действительную, где им никто и ничто не мешает. Игровое пространство разнообразно: это специальные детские парки, стадионы, игровые площадки, комнаты, уголки. Существуют даже особые игровые улицы, закрытые для транспорта. Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурой игровой площадки мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованиям возраста детей, их стремлениям к яркому, необычному, героическому, романтическому, сказочному. Некоторые игровые площадки требуют специального оборудования и оформления, идущего от содержания: ворот, колец, сеток, мишеней и т.п. Иные площадки предполагают лишь наглядно-образное решение их архитектуры: цветные флаги, шары, эмблемы и др.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микро-коллективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.д.
Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, матки, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
назначение на роль непосредственно взрослым; назначение на роль через старшего (матки, капитана, водящего);
выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий и т.п.);
добровольное принятие роли ребенком по его желанию; очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет; неактивным — проявить активность; недисциплинированным — стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, нельзя, чтобы в военной игре одни были «нашими», «красными», а другие — «белыми» или «фашистами». В процессе игры иногда необходимо менять роли ее участников. Это может быть вызвано и неудачным подбором на роль ребенка, и его нежеланием играть, и, наоборот, особой заинтересованностью. Смена ролей может быть предусмотрена содержанием, правилами игры. Важно не обидеть, не оскорбить ребенка. В ролевых играх применяются «отпуск», «переквалификация», «повышение и понижение в должности», «прием на работу», «конкурс на роль» и т.п.
Развитие игровой ситуации.Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть различными: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми и т.д. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Внесение в ее контекст усложняющихся заданий создает ситуации выбора новых творческих способов игровых действий, а значит, появление новых ролей, новых творческих задач, новых элементов состязательности, новых условий переживаний.
…Именно в игре дети приобретают возможность по-человечески воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением. Однако способы поведения ребенка в игре различны. Их можно свести к следующим:
1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре...
2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая "дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.
3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре, сознательно уклоняются от конфликтов., принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта.
4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную или физическую усталость, перенапряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономерен и естествен.
5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных" или негативных черт их характера товарищи и сверстники воспринимают плохо, конфликтно. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное. Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, могут отвлекать ресурсы игры на себя, на свое самовыражение вопреки остальным участникам игры. Эти способы поведения, естественно, требуют коррекции.
Завершение игры.Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх недопустимы. Что надо предусмотреть в концовке любой игры? Конец игры должен быть результативным — чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, т.е. должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Важно, чтобы он был четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным, подводил итоги практической деятельности игры. Квинтэссенция игры должна быть сведена к концу. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п. Каждая игра имеет свою композицию и свои методические начала, они заложены в правилах, в самом ее замысле. Импровизация в игре меняет эти методические начала, делая ее бесконечным процессом творчества детей, средством их развития…
Основные принципы организации игры.Игровая деятельность, осознанно смоделированная ее организатором, тогда остается игрой, самобытной, комплексной, профориентационной, коррекционной, терапевтической, т.е. развивающей, когда ее организаторы соблюдают ряд следующих принципов.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Игровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было принуждение, насилие, нажим. Игра лабильна по своей сути; настроение играющих изменчиво. Но именно настроение поддерживает в игре взаимопонимание и взаимоуважение играющих. Свободное и абсолютно добровольное вовлечение детей в игру гарантирует сохранение их игрового настроения.
2. Принцип развития игровой динамики. Он реализуется через правила игр, которые отрабатывались столетиями, достигая художественного совершенства. Они могут стимулировать развитие игрового сюжета, могут сдерживать, создавать монотонность, однообразие, повторы, скуку. Каждый ребенок имеет свой творческий почерк освоения правил игры. Ведущий игру призван, сохраняя нормативную ее схему, стимулировать творчество играющих, которое поддерживает динамику игры. Именно разный творческий почерк игроков воодушевляет на продолжениё игры, ее развитие.
3. Принцип поддержания игровой атмосферы. В играх дети самозабвенны, они способны переноситься в вымышленные условия и положения, они переживают приключения выбранных героев, но центральное место занимает все-таки их собственное "я". Несмотря на все вымышленные ситуации в играх, как известно, чувства детей реальны. Поддержание игровой атмосферы. — это поддержание реальных чувств детей. Способы поддержания игровой атмосферы различны: стимулирующий эффект соперничества; условия игрового общения; снятие всех моментов, провоцирующих на конфликты; расширение игрового ассортимента аксессуаров; проведение тренингов на неудачи; обогащение репертуара детских игр; разработка новых игровых сценариев и т.п.
4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Несмотря на то, что игра используется преимущественно как средство развлечения, отдыха, смены деятельности, как полезное времяпрепровождение, для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и неигрового спроектировано на постепенную замену игры трудом. У детей разного возраста этот переход имеет свои границы, установление дозволенного и недозволенного. Данный принцип связан с мерой игры. К примеру, нарушение меры игры в труде способно профанировать труд. Влечение детей к игре неистребимо, и оно несет в себе немало противоречий. Если цель деятельности имеет для детей достаточно яркий и увлекательный смысл, деятельность не нуждается в поддержке средствами игры. Являясь "ускорителем" многих процессов развития ребенка, игра должна отступать там, где деятельность самоценна сама по себе и не нуждается в игровой форме.
5. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Мир детской игры претерпел серьезные изменения в содержании, формах, временном протяжении, возрастных интересах и т.д. В истории культуры людей игры существовали издавна и будут существовать вечно. Некоторые из них не теряют своей привлекательности на протяжении многих веков, некоторые ушли безвозвратно, некоторые видоизменились, "приспособились" ко времени. Существуют игры на всю жизнь. Переход детей от простых игр к более сложным стихиен. Задержка ребенка в сфере одномерных игр опасна. Необходимо движение к более сложным развивающим моделям игры, которые предоставляют детям возможность самим выбирать линии поведения, которые расширяют сферу установления контактов, предоставляют возможности афишировать себя, утверждать себя, раскрывать себя.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография