2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
(фрагмент ВКР Трифоновой К.Ю. «Народная игровая культура как средство воспитания подрастающего поколения»)
…Народная игровая культура представляет нам весьма широкое поле для исследования. Прежде всего, мы считаем важным выявить те сферы жизни народа, с традициями которых мы можем познакомиться через элементы народной игровой культуры.
Во-первых, ярко бросается в глаза природосообразностьигр, т.е. можно говорить об отражении в народной игровой культуре тех природных условий, в которых живет и трудится народ. С.В. Григорьев и Л.Н. Долганова, например, исследовали игровую активность популярную в лесном краю. Они обнаружили, что наиболее популярной там является игровая деятельность, связанная с палками, жердями, щепками и деревянными чурками. Исследователи народной игровой культуры народов, живущих в степи, И.У. Самбу и Х.Д. –Н. Ооржака говорят о разнообразности состязаний на лошадях, а также игр, требующих просторных ровных площадок для бега. В горных районах наиболее значима деятельность, связанная с умением преодолевать горные склоны и спускаться с них, метания, переноска тяжестей, всевозможные прыжки.
Следующим важным аспектом, отражаемым в народной игровой культуре, являются виды и особенности труда, характерные среди этого народа. Могут быть как игровые состязания в каком-либо отдельном виде труда, так и песенные, сказательные или стихотворные отражения существующих или существовавших видов труда у данного народа. В качестве примера можно привести русские хороводы «Посею лебеду на берегу», «Пахал мужик огород» (Пахал мужик огород(2раза)Огород, огород, ходи браво, ступай смело, говори, что огород) или отдельные строки хороводных игр «Просо» и «Лен».Отражения деятельности народа также можно заметить и вназваниях игр «Бурлаки», «Скоморохи» и другие.
Прошедшие через века традиционные народные игры доносят до нас старинные обычаи и элементы обрядов, мы можем заметить это в таких русских играх, как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай» и «Малечина-калечина». Например, в игре «Малечина-калечина» ярко показаны святочные обычаи, а в тексте хороводной игры«Вечёр девку сговорили» рассказывается о сватанье невесты в русских народных традициях.
Важным является и факт отражения в народной игровой культуре религиозных представленийразных народов. Прежде всего, исследователи отмечают разницу влияний со стороны отдельных религий: христианства, мусульманства, буддизма и т.д. Ещё ученые отмечают, что во многих традиционных народных играх и обрядах сохранились яркие следы язычества. Ярче всего религиозные представления отражены в различных заговорах, таких как:«ехал Христос по мосту, наступил на тресту, треста переломилась у рабы Божьей (такой-то) кровь остановилась.». В то же время религия представлена в разнообразных духовных стихах, даже в детских песенках, например, в детской веснянке:Дождик-дождик перестань, я поеду на Иордань — Богу молиться, Христу поклониться.
Далее можно заметить, что немаловажным является и отражение в народной игровой культуре самобытности облика народа, его характера. Безусловно, что все народы чтят общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности и верности слову. Но проявляется это у каждого народа в своих своеобразных сочетаниях. Хочется упомянуть, что, к примеру, А.Н. Кульгускин, занимавшийся исследованием игр народа Карелии, отмечает, что там особенно ценятся неутомимость и выдержка. Таким образом, песни и сказания складываются именно об этих качествах личности и в их играх преобладают метание на дальность и в цель, длительный бег и различные испытания на выносливость. Русские же игры чаще всего называются исследователями (Е.А. Покровский и др) «молодецкими», «удалыми», что свидетельствует о русском характере.
И последним аспектом, отраженным в народной игровой культуре и заслуживающим нашего внимания, по нашему мнению, является народный язык. Песни, считалки, скороговорки, припевки, дразнилки и приговорки рассказывают нам об особенностях родного языка и о его развитии. Например, те же элементарные названия хороводных игр укажут нам на языковые характеристики:«Ты зоря ль моя, зоренька», «Как по травке, по муравке», «Собирайтесь девицы, собирайтесь, красные»и многие другие.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография