2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
(фрагмент издания «Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем» Федорова Л.И., С.72-78)
Наиболее популярной дидактической игрой при работе со школьниками и со взрослыми является такой ее вид, как ролевая игра, которая представляет собой развернутую форму игры в широком ее понимании. Надо заметить, что она используется самыми разными возрастными категориями и может выступать в жизни человека в двух основных значениях:
1) как вид деятельности, связанный с организацией досуга. Эти игры называют стихийными, вольными, спонтанными, так как они проводятся самими игроками без организационного вмешательства извне;
2) как деятельность, связанная с педагогическим процессом. Это дидактические ролевые игры, организуемые педагогом с целью решения задач образования.
Спонтанные ролевые игры, связанные с досугом, характерные главным образом для дошкольников и младших школьников, С. А. Шмаков определяет следующим образом: это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям.
В отличие от спонтанной дидактическая ролевая игра имеет более жесткую структурную организацию и определяется как структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает на себя определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют этой роли. Такая игра направлена в самом общем виде на формирование новых моделей поведения, развитие рефлексивных способностей участников. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми в разных обстоятельствах. Ролевая игра используется педагогом, как правило, в тех случаях, когда он хочет, чтобы учащиеся включились в какую- либо изучаемую ситуацию, пережили ее и сформировали свое отношение к ней. Участникам надолго запоминаются и сами ролевые игры, и, главным образом, чувства, которые они пережили в ходе игры, поэтому и знания, добытые в игре, запоминаются и переносятся, как правило, на внеигровую деятельность.
Ролевая игра — это одна из самых предпочитаемых детьми форм игровой деятельности. Поэтому объяснимо частое использование этого вида игр педагогами в процессе обучения. Но поскольку, как мы уже заметили, ролевая игра — это прерогатива, главным образом, младших возрастных категорий, то встает правомерный вопрос: насколько оправданно ее применение в средних и старших классах и тем более — при обучении взрослых?
…Ролевая игра претерпевает определенные изменения в зависимости от того, какой возрастной категорией она используется. Наиболее простые ролевые игры характерны для детей до трех лет, они основаны на подражании ребенком действиям взрослых (стучит молотком, кормит куклу и т. д.). Эти игры зачастую называют детскими в отличие от других более сложных игровых форм. С трех лет, согласно утверждениям психологов, у ребенка начинает формироваться воображение, он поднимается на следующую ступень в своем развитии. Прежние игры, основанные на повторении, копировании действий, которые он видел, ему уже неинтересны. За счет воображения он усложняет свои действия (например, не просто кормит куклу, а еще уговаривает ее, так как она капризничает). Таким образом, в жизни ребенка появляется новый, более сложный вид ролевой игры, которую иногда называют еще сюжетно-ролевой.
По мере того как дети младших возрастов все больше отстраняются от деятельности, совместной со взрослыми, значение развернутых ролевых форм игры для развития детей возрастает. Ребенок копирует уже не только действия взрослых, но и их отношения, воспроизводит их функции в условиях, которые не определяются извне (взрослыми), а создаются самим ребенком. Это всегда игры «во что-то», «в кого-то»: в «дочки-матери», в «больницу», в «школу» и т. п. В игре ребенок воспроизводит свой реальный опыт, свои знания. Ролевые игры не просто копируют окружающую ребенка жизнь, они являются проявлением его свободной деятельности, в которой, фантазируя и подражая, он раскрывает свой характер, свое понимание жизни, в них формируется и проявляется потребность ребенка активно воздействовать на мир.
… Дошкольники естественным образом используют ролевые игры как часть своих игр, поэтому таким же естественным является перенос этих игр в учебный класс. Использование ролевой игры в дидактических целях при работе с учащимися младших классов сопряжено с некоторыми специфическими трудностями. Известно, что объем знаний, вынесенных из ролевой игры, во многом зависит от широты и глубины опыта игрока. Небольшой объем жизненного опыта у детей значительно ограничивает их выбор аналогий и выводов. Впрочем, это препятствие может сохраняться и у более старших детей — у подростков.
Спонтанные ролевые игры, в которые дети продолжают играть вплоть до подросткового возраста, постепенно усложняются. Если основой для имитации в играх дошкольников служат семейный быт, профессии родителей, мультфильмы и сказки, то игры младших школьников усложняются за счет расширения опыта детей; в них имитируется уже не только сама деятельность (действия окружающих), но и отношения между людьми — как социальные, так и профессиональные. Можно наблюдать, как игра «в школу» довольно точно воспроизводит стиль отношений между учителем и учениками.
Игры подростков становятся более сложными, они включают элементы риска, экстремальности. Основной мотив участия в игре у подростка — это самоутверждение в среде сверстников. Поэтому они придумывают игры, где необходимо проявлять самообладание, смелость, ловкость и другие личностные качества, которыми подростки хотели бы обладать. Любимые игры подростков — это игры «в разведку», «в погоню», «в индейцев» и т. п. К сожалению, в последнее время эти коллективные игры все больше вытесняются индивидуальными компьютерными играми, лишая подростков возможности не только проявить себя среди сверстников, но и лучше узнать себя.
Работа с подростками, пожалуй, самая трудная, но она же и самая благодарная. Ролевая игра, даже если она не спонтанная, а придумана и проводится учителем на уроке, настолько захватывает ребят, что учителю приходится время от времени охлаждать пыл игроков. Основная трудность для учителя в работе с этой возрастной группой связана с преодолением застенчивости и смущения, свойственных подросткам. Стараясь скрыть эти качества, одни дети могут вести себя нарочито развязно, нарушая правила игры, другие, наоборот, могут замкнуться в себе и не вступать в игру или выйти из нее в самой середине, никак не мотивируя свои действия. В таких случаях педагогу рекомендуется провести серию упражнений на разминку, чтобы перед началом ролевой игры преодолеть застенчивость детей, которая может стать помехой в игре.
Подростки хотят видеть смысл в своих действиях, поэтому ролевые игры, используемые для обучения этой возрастной группы, должны быть увязаны с реальными проблемами, которые они могут осознать и отнести к себе. Поскольку подростки всеми способами показывают свое стремление к взрослости и нежелание заниматься «ребячеством», то и игры, предлагаемые им на уроке, не должны быть слишком «детскими».
В последнее время спонтанные ролевые игры перестали быть прерогативой младших возрастных групп и все больше захватывают досуг взрослых. К таким играм можно отнести представления исторических клубов, «толкиенистские» игры, основанные на сюжете книги Дж. Толкиена «Властелин колец», популярный в последнее время пейнтбол и другие. Деятельность, моделируемая в таких играх, переживается игроками как самоценная. Ее насыщенность игровым мироощущением, игровым поведением, символикой удовлетворяет потребность взрослого человека в самовыражении, является мощным средством снятия накопившейся усталости и стрессов.
Использование взрослыми спонтанных ролевых игр делает возможным и даже желательным их применение в процессе обучения данной возрастной категории. И уж никаких сомнений не должно возникать при ответе на вопрос: «Правомерно ли использование ролевых игр в старших классах?» Хотя учителя, работающие со старшеклассниками, в один голос возражают: «Какие игры при таких насыщенных учебных программах? Ребятам надо готовиться к поступлению в институт, а не играть в игры!» Но ведь этим юным взрослым предстоит вступать в мир созидания, сотрудничества, а дидактическая ролевая игра как раз и предоставляет широкое поле для творческой деятельности, для усвоения способов совместной работы.
При подборе ролевых игр для этой возрастной категории надо учесть, что прямые аналогии в игре с чем бы то ни было здесь не столь важны, как в играх для младших и средних классов. Старшеклассники уже понимают и осознают взаимосвязь явлений, поэтому предлагаемая им ролевая игра должна вызвать ощущение, что данное учебное упражнение серьезно по своей сути и не предполагает какого бы то ни было упрощения проблемы.
Ролевые игры начинают применяться и в процессе обучения студентов в вузах, а также на курсах повышения квалификации. Используются они и в производственных коллективах с целью решения различных профессиональных проблем. В ряду других игровых методов обучения они известны также под названием «разыгрывание ролей». Игры, использующиеся в работе с данными возрастными категориями, имеют свою специфику, которая выражается прежде всего в их обязательной связи с профессиональной деятельностью, решением профессиональных проблем.
М. ван Менте в своей книге «Эффективный тренинг с помощью ролевых игр» поделился, можно сказать, уникальным опытом использования ролевых игр в работе с пожилыми людьми. Он обращает внимание на особенности проведения такого рода занятий и дает некоторые рекомендации педагогу. Учитывая замедленность реакции пожилых людей, руководитель игры должен отводить больше времени, чем обычно, на изложение идеи игры, на подготовку ролей.. Темп занятия обычно бывает несколько ниже, чем при работе с другими возрастными категориями. Автор рекомендует также педагогу шире использовать различные вспомогательные средства (классная доска, плакаты) для записи идей и т. д.
Таким образом, дидактическая ролевая игра социальна по своему происхождению, относится к феноменам культуры и содержательно связана с детской игрой. Это обусловливает необходимость опоры на результаты исследований по психологии и педагогике детской игры при разработке теоретических основ использования ролевой игры в обучении.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография