logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.11. Игра — многоликая данность человечества

(по материалам книги С.А. Шмакова «Игры учащихся феномен культуры», C.5-9)

Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра — продолжение жизни, где вымысел — грань правды. Это хорошо отразил П.Брейгель, нидерландский живописец (1525 -1569) в своей философской картине "Детские игры". В центре картины — здание, похожее на школу. Дети высыпали во двор орущей оравой, словно вырвались на волю из западни и, чувствуя дефицит времени, экономя драгоценные минуты, играют лихорадочно, поспешно, самозабвенно.

…В этой стихии, пестрой безалаберщине — точные линии поведения, некий прообраз будущей личности человека — созидателя или разрушителя, хозяина жизни или бредущего по жизни вслепую, активного или пассивного человека.

…Брейгель доказывает, что ребенок — существо играющее, что в игре как в форме человеческой радости он становится совершенней, что игровые эмоции у детей восполняют отсутствие четкой системы информации. Данной картиной П.Брейгель спорит со своими оппонентами. Они тоже изображены на этой картине. Один стоит за спиной у художника как сторонний наблюдатель, не знающий: игры — это хорошо или плохо. Другой торчит в окне, у него лицо искривлено злобой, его раздражают игры детей, и потому он льет на борющихся под окном помои или воду…