logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.1.Феномен игры с точки зрения науки

(фрагмент статьи «Что наша жизнь? Игра? или ГЛОБАЛЬНЫЙ GAME OVER». Электронный ресурс: http://krizis.co.ua/main_the_game.php)

Почему у всех людей слово "игра" вызывает, прежде всего, приятные ассоциации? Никогда не задумывались над этим? Игры завораживают, захватывают, вводят нас в особое мироощущение. Они разрывают монотонное течение времени, будят эмоции, раскрашивают жизнь яркими красками. В игры играют и дети и взрослые… Целые страны, порой, оказываются втянутыми в большую игру. Но что, собственно, мы называем игрой?

В своем классическом труде "Homo ludens" выдающийся голландский культуролог Йохан Хейзинга изложил концепцию игры как феномена культуры. О сущности игры он пишет так: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ в пространстве и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным для всех игроков правилам. Цель игры заключена в самом игровом процессе, сопровождаемом чувством напряжения и радости, а также в осознании «иного бытия», нежели «обыденное существование». Итак, смотрите, как интересно поучается:

- чтобы оказаться в игре, надо, во-первых — удалиться от обыденного мира (оказаться «внутри установленных границ пространства и времени»), — то есть — создать место во времени и пространстве, где ничем иным, кроме игры, заниматься невозможно. Это может быть футбольный стадион, казино, театр, площадка для гольфа, планета Земля — любое место, соответствующее правилам некой игры. Нужно выкроить время, сделать так, чтобы ничто не отвлекало — предупредить домашних, чтобы не беспокоились, отключить мобильный телефон, создать определенную единицу времени или цикла игры и ограничить в этих единицах игровое время…

- во-вторых, необходимо создать твердые правила и придерживаться их (играть «по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам»). Правила — это самая серьезная часть игры. Поскольку многие игры имеют соревновательный характер и все стремятся обратить правила себе на пользу, поэтому игровая культура обслуживается специальным институтом «надсмотрщиков за соблюдением правил» — институтом судей.

- в-третьих, находясь в игре, не следует ставить перед собой никаких иных целей, кроме целей данной игры («с целью, заключенной в самом занятии»). Игра не может заниматься созданием материальных ценностей: сборкой автомобилей, выпечкой хлеба, полетом в космос. Играющий в футбол стремится забить гол, играющий в карты — сорвать куш, катающийся на американских горках — испытать безопасный страх, и ничего другого им не надо. Мы все играем лишь для получения уникальных игровых ощущений и уникального игрового опыта.

И, наконец, игрой обязательно надо наслаждаться. Ее должно сопровождать чувство напряженной радости, а также осознание «иного бытия», отличного от «обыденной» жизни. К этому, разумеется, нельзя принудить, но судьба любого из видов игр такова, что если в игре нет чувства удовольствия, она обречена на исчезновение.

Йохан Хейзинга сформировал современный взгляд на сущность игры и показал значение игры в культуре в целом. Самые распространенные в культуре игры относятся к сфере спорта. Однако Хейзинга обнаружил и описал игровые формы в войне и поэзии, философии и правосудии, религии и политике, бизнесе и социальной жизни — в любом виде человеческой деятельности. В сущности, Й. Хейзинга был первым ученым, кто пришел к выводу, что к феномену игры в конечном итоге можно свести все формы человеческой жизни.