«Романтический» тип игровой культуры
На рубеже XIX и XX веков в «рационально-прагматическом» типе игровой культуры зародилось независимое направление, основной отличительной особенностью которого является романтика детской игры. Идеи романтизма были заложены еще в педагогических системах свободного воспитания, проявлялись в искусстве живописи, литературе, музыке. Романтизм детской игры в самом начале XX века обнаружил себя в деятельности скаутских и пионерских отрядов в России и за рубежом.
Вера в светлое будущее, выстраивание радостных перспектив, предощущение завтрашней радости в труде, созидании, учебе, спорте, игре — во всей жизни — все это закладывалось педагогами начала XX века в практику воспитания подрастающего поколения. Игра создавала условия для ощущения радости, а ее состязательный, соревновательный характер, атмосфера привлекательности и высокого эмоционального комфорта послужили тому, что она стала признаваться прерогативой детства.
Активизация внимания практиков к возможностям игры на рубеже XIX и XX века и особенно в его первой трети была связана с заметно усилившимся стремлением целого ряда общественных движений и политических партий к эксплуатации естественной органически присущей детству жажды романтики исключительно в политических целях. Игра оказалась «естественным» союзником политиков, стремившихся манипулировать детским сознанием, внедрить в сознание подростков беспрекословное подчинение политической системе, идеологии, политическому лидеру.
В силу значительного воздействия игры на эмоциональную сферу, последняя была поставлена на службу политическими системам, для которых важно было обеспечить условия для минимизации субъектности человека, а не развития «его природных сущностных сил», его творческого потенциала.
Убедительные примеры такого рода игры демонстрирует история пионерской организации, комсомола и др. Не менее убедительный пример антигуманного, бесчеловечного обращения к игре как средству политической манипуляции сознанием ребенка демонстрирует и история «гитлер-югента», в которой на фоне романтических стремлений детей важнейшей доминантой сознания становилось самовоспитание ребенка по образу и подобию лидера нацизма. Тем самым игра пропагандировала и внедряла в сознание ребенка чуждые подлинному гуманизму идеи социальной ненависти, национализма.
Вместе с тем этот период в жизни детских общественных организаций убедительно демонстрирует и другую социализирующую возможность игры — ее способность оказывать мощное влияние на развитие чувства коллективизма, удовлетворение стремления ребенка интегрироваться в среду сверстников на основе совместной деятельности. При этом игра не только сохраняет в себе романтические краски, но и порождает в ребенке ощущение взаимной ответственности («один — за всех, и все — за одного»). Коллективизм оказался романтической оболочкой игровой деятельности детей, позволившей увязать индивидуальное стремление к творчеству, присущее каждому ребенку, с ощущением личной сопричастности к делам и результатам группы.
Педагоги-практики и педагоги-исследователи акцентировавшие свое внимание на романтическом содержании и характере детской игры указывали не только на потребность в ней растущего детского организма, но и стремление детей найти в игре возможность для реализации своих фантазий, творчества, воображения, удовлетворения жажды таинственности. Для «романтического» типа игровой культуры характерно поощрение детской самодеятельности, организации самоуправления, создание условий для самостоятельности детей. Многолетняя практика использования игр в работе со скаутами и пионерами подтвердила тот факт, что педагоги и воспитатели получили мощное воспитательное средство, способное придать жизнедеятельности детей романтику, эмоциональность, творческий характер, научить жить в коллективе, действовать сообща, ориентируясь в завтрашний деть. Планируя игровую деятельность детей, педагог может заложить в нее высокое нравственное содержание, представляющее собой целостную программу упражнений в поведении, в проявлении творчества, инициативы и самодеятельности.
Но вместе с тем весь комплекс воспитательных задач был детерминирован идеологией, что придавало разнообразным акциям с включением игровых элементов облик идеологически ориентированных и социально заданных перспектив. Да и сами инициативы игровых форм рождались не «снизу», не изнутри детского сообщества, а привносились извне, явно проявляя черты «взрослости», «политической зрелости». Польза отдельно взятой игры определялась сверху, задавалась изначально, что требовало от всех участников строгого соблюдения правил и установок. Содержание игровых сюжетов ориентировалось на «среднестатистического» ребенка, участие в игре которого, было направлено на формирование конкретных «полезных» личностных качеств.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография