logo
Учебное пособие_Методика организации игры

Средства игровой деятельности

Как известно, средства — это то, с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность. Существуют материальные, информационные, языковые, логические, математические средства. Рассмотрим каждую из 5 групп в отношении игры:

Материальные средства.

Информационные средства.В последнее время широкое распространение получили игры и игрушки с использованием информационных средств — микропроцессоров, компьютеров, Интернета.

Языковые средства.В играх, вполне понятно, используются языки — как естественные, так и искусственные. В том числе, в детском возрасте игры являются средствами развития языка. Дети, играя, обмениваются своими запасами слов и взаимообогащают свой словарный запас. Развитию естественного языка способствуют такие многие специальные игры: « в слова», «отгадай слово», знаменитая игра «Эрудит» и т.д.

Кроме того, в играх используются и искусственные языки. Колода карт — пример искусственного языка. Или записи шахматных ходов: «гроссмейстер пошел Е2-Е4» — другой пример. Не говоря уже о специальных языках игровых искусств, например, языке музыки.

Логические средства.Многие игры требуют применения логического аппарата, подчас довольно мощного. Например, шахматы, преферанс. В то же время в детском возрасте игры способствуют развитию логического мышления ребенка. Например, различного рода головоломки, «Кубик Рубика», многие компьютерные игры и т.п.

Математические средства.Вряд ли приходится говорить о применении математических средств в игровой деятельности. Если, к примеру, начинается вычисление вероятностей выигрыша в тех или иных ситуациях, то у такого «вычислителя» наличествует стремление не играть, а выигрывать, т.е. это становится разновидностью профессиональной деятельности, но не игрой.