logo
Учебное пособие_Методика организации игры

Дидактические игры в образовательном процессе

Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр.

Детская игра

Дидактическая игра

1) отсутствие принуждения, руко­водства со стороны взрослых

1) предлагается и организуется учителем

2) возникает спонтанно

2) заранее планируется учителем

3) цель игры — сама деятельность и получение удовольствия от нее

3) цель игры — учебная (усвоение знаний, умений и т. д.)

4) результат заранее не предпола­гается, игра заканчивается, когда наскучит детям

4) результат прогнозируется зара­нее, игра заканчивается, когда результат достигнут

5) неограниченность во времени

5) для игры на уроке отводится определенное время

6) игра, как правило, не подчиня­ется четко фиксированным правилам

6) обязательное соблюдение пра­вил, составленных заранее

7) игровая деятельность — основ­ная, другие виды (познание, общение) являются сопутству­ющими

7) учебно-познавательная деятель­ность доминирует во взаимо­связи с игровой

8) неограниченность средств игры,

дети используют в игре все

8) средства игры продумываются и готовятся заранее

При использовании дидактической игры в учебном процессе неизбежно встает вопрос, к какой категории педагогической науки ее можно отнести. По этому поводу у исследователей также еще не выработано единого мнения. В. С. Селиванов, основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, относит игровую деятельность к средствам педагогического процесса, наряду с другими видами деятельности — учением, трудом, общением. Г. К. Селевко характеризует дидактическую игру как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим. В. А. Ситаров называет игру методом и формой обучения.

Действительно, игра может выступать в процессе обучения и как метод, и как средство, и как форма. В частности, она может использоваться в качестве основного способа взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе обучения, как это предполагается, например, методикой интенсивного обучения иностранному языку, где весь процесс обучения происходит в ролевой игре. В данном случае игра выступает в качестве основного метода обучения.

…Игру можно рассматривать как метод обучения в том случае, если она является способом организации познавательной деятельности школьника, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, а также способом взаимодействия школьников с природной и общественной средой (Б. Т. Лихачев). Дидактическая игра органично вписывается в общую систему дидактических методов. Она может включать в себя целый ряд других методов обучения, выступающих в ее структуре в качестве методических приемов: объяснение, дискуссию, рассказ и др.

...Дидактическая игра превращается в метод обучения при следующих условиях:

• наполнение технологии игры определенным содержанием;

• придание содержанию игры дидактического смысла;

• наличие мотивации учащихся;

• установление дидактических связей с другими методами.

Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Эта способность заключена в переносе основных видов деятельности личности в условные игровые ситуации где происходит накопление, актуализация и коррекция знаний, умений и навыков, опыта личности. Как средство игра используется многими учителями при традиционной организации обучения с целью создания мотивации познавательной деятельности. Например, опрос в младших классах может проводиться от лица Незнайки, которому ученики объясняют все изученный материал.

И, наконец, игра может использоваться в качестве формы обучения, заменяя собой традиционный урок. Например, урок- сказка может включать в себя целый ряд разнообразных игр (инсценировку, соревнование, отгадывание кроссворда и т. п.), наряду с традиционными методами и приемами обучения (рассказ, объяснение, практическая работа и т. д.).

Игра представляет собой систему, в которой все ее компоненты взаимосвязаны. Эффективность ее применения зависит от опоры педагога на закономерности и принципы игры, которые являются ее логическим основанием…

Анализ специальной литературы позволяет выделить следующие наиболее общие закономерности дидактической игры:

1. Воспитывающий характер дидактической игры. Всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние.

2. Целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта. Без взаимодействия обучения в дидактической игре не бывает. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным, но оно есть. Даже если ученик сам подбирает литературу для решения учебной задачи, знакомится с ней дома, то и в этом сказывается взаимодействие, потому что учебную задачу поставил учитель в соответствии со своим замыслом, потому что рекомендованные книги заменяют и представляют учителя. Если нет целенаправленного взаимодействия, может идти речь о самообразовании, стихийном познании в процессе игры или общения, но не об обучении.

3. Активная деятельность учащихся при усвоении ими новых общих способов деятельности в дидактической игре. Чем больше и разностороннее обеспечивается интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности — репродуктивном, продуктивном или творческом.

4. Соответствие целей ученика целям учителя, который должен учитывать способы усвоения изучаемого содержания учащимися.

5. Закономерность свободной коммуникации. При участии в игре все учащиеся руководствуются едиными и понятными им правилами игры.

6. Закономерность единства цели выражает стремление всех игроков к достижению наилучшего конечного результата.

7. Закономерность постоянного действия (движения) выражается в необходимости, последовательности и очередности игровых действий.

8. Закономерность материального равенства проявляется в том, что все игроки в исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в предметах и средствах игры.

9. Закономерность цикличности означает непременный возврат игроков и предметов игры к исходному состоянию после фиксации педагогом полученного результата в момент достижения цели.

10. Закономерность ограничения свободы действий проявляется в том, что во всех интеллектуальных играх за нарушение правил, условий учитель обязан применять строгие санкции к любому игроку, вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов.

Из перечисленных закономерностей вытекают принципы дидактической игры, выполнение которых детерминирует ее эффективность.

Теоретики игры называют следующие принципы:

1) активности играющих школьников. Это основной принцип игровой деятельности, предусматривающий активное проявление интеллектуальных и физических возможностей школьника как при подготовке к игре, так и в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;

2) эмоциональности дидактической игры, которая проявляется в сильном воздействии игры на учащихся, что, в свою очередь, является одной из основных причин их самостоятельных побуждений к участию в игре или наблюдению за ее ходом;

3) индивидуальной направленности игры. Этот принцип отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой, наряду с интеллектуальными, развиваются те или иные его качества, имеющие вполне определенную ценность для учащегося;

4) коллективности, который отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах в условиях ролевого взаимодействия, где каждый школьник представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, в основе которой лежит коллективная деятельность интеллектуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

5) целеустремленности, который подчеркивает, что личные цели отдельного играющего должны совпадать с общими целями команды;

6) результативности, отражающий осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности;

7) развития игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, который обозначает, что педагогу необходимо найти средства, которые заставили бы участников в вымышленных (игровых) условиях переживать реальные чувства (радость, сомнение, сопереживание, гордость и др.), то есть это — поддержание реальных чувств игроков;

8) взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, который обеспечивает двуплановость игры. Совершение реальных учебных действий в игровых условиях приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

9) перехода от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил, в переходе от подражательных игр к ролевым и деловым, от локальных игр к играм-комплексам.