Дидактические игры в образовательном процессе
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр.
Детская игра | Дидактическая игра |
1) отсутствие принуждения, руководства со стороны взрослых | 1) предлагается и организуется учителем |
2) возникает спонтанно | 2) заранее планируется учителем |
3) цель игры — сама деятельность и получение удовольствия от нее | 3) цель игры — учебная (усвоение знаний, умений и т. д.) |
4) результат заранее не предполагается, игра заканчивается, когда наскучит детям | 4) результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут |
5) неограниченность во времени | 5) для игры на уроке отводится определенное время |
6) игра, как правило, не подчиняется четко фиксированным правилам | 6) обязательное соблюдение правил, составленных заранее |
7) игровая деятельность — основная, другие виды (познание, общение) являются сопутствующими | 7) учебно-познавательная деятельность доминирует во взаимосвязи с игровой |
8) неограниченность средств игры, дети используют в игре все | 8) средства игры продумываются и готовятся заранее |
При использовании дидактической игры в учебном процессе неизбежно встает вопрос, к какой категории педагогической науки ее можно отнести. По этому поводу у исследователей также еще не выработано единого мнения. В. С. Селиванов, основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, относит игровую деятельность к средствам педагогического процесса, наряду с другими видами деятельности — учением, трудом, общением. Г. К. Селевко характеризует дидактическую игру как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим. В. А. Ситаров называет игру методом и формой обучения.
Действительно, игра может выступать в процессе обучения и как метод, и как средство, и как форма. В частности, она может использоваться в качестве основного способа взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе обучения, как это предполагается, например, методикой интенсивного обучения иностранному языку, где весь процесс обучения происходит в ролевой игре. В данном случае игра выступает в качестве основного метода обучения.
…Игру можно рассматривать как метод обучения в том случае, если она является способом организации познавательной деятельности школьника, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, а также способом взаимодействия школьников с природной и общественной средой (Б. Т. Лихачев). Дидактическая игра органично вписывается в общую систему дидактических методов. Она может включать в себя целый ряд других методов обучения, выступающих в ее структуре в качестве методических приемов: объяснение, дискуссию, рассказ и др.
...Дидактическая игра превращается в метод обучения при следующих условиях:
• наполнение технологии игры определенным содержанием;
• придание содержанию игры дидактического смысла;
• наличие мотивации учащихся;
• установление дидактических связей с другими методами.
Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Эта способность заключена в переносе основных видов деятельности личности в условные игровые ситуации где происходит накопление, актуализация и коррекция знаний, умений и навыков, опыта личности. Как средство игра используется многими учителями при традиционной организации обучения с целью создания мотивации познавательной деятельности. Например, опрос в младших классах может проводиться от лица Незнайки, которому ученики объясняют все изученный материал.
И, наконец, игра может использоваться в качестве формы обучения, заменяя собой традиционный урок. Например, урок- сказка может включать в себя целый ряд разнообразных игр (инсценировку, соревнование, отгадывание кроссворда и т. п.), наряду с традиционными методами и приемами обучения (рассказ, объяснение, практическая работа и т. д.).
Игра представляет собой систему, в которой все ее компоненты взаимосвязаны. Эффективность ее применения зависит от опоры педагога на закономерности и принципы игры, которые являются ее логическим основанием…
Анализ специальной литературы позволяет выделить следующие наиболее общие закономерности дидактической игры:
1. Воспитывающий характер дидактической игры. Всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние.
2. Целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта. Без взаимодействия обучения в дидактической игре не бывает. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным, но оно есть. Даже если ученик сам подбирает литературу для решения учебной задачи, знакомится с ней дома, то и в этом сказывается взаимодействие, потому что учебную задачу поставил учитель в соответствии со своим замыслом, потому что рекомендованные книги заменяют и представляют учителя. Если нет целенаправленного взаимодействия, может идти речь о самообразовании, стихийном познании в процессе игры или общения, но не об обучении.
3. Активная деятельность учащихся при усвоении ими новых общих способов деятельности в дидактической игре. Чем больше и разностороннее обеспечивается интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности — репродуктивном, продуктивном или творческом.
4. Соответствие целей ученика целям учителя, который должен учитывать способы усвоения изучаемого содержания учащимися.
5. Закономерность свободной коммуникации. При участии в игре все учащиеся руководствуются едиными и понятными им правилами игры.
6. Закономерность единства цели выражает стремление всех игроков к достижению наилучшего конечного результата.
7. Закономерность постоянного действия (движения) выражается в необходимости, последовательности и очередности игровых действий.
8. Закономерность материального равенства проявляется в том, что все игроки в исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в предметах и средствах игры.
9. Закономерность цикличности означает непременный возврат игроков и предметов игры к исходному состоянию после фиксации педагогом полученного результата в момент достижения цели.
10. Закономерность ограничения свободы действий проявляется в том, что во всех интеллектуальных играх за нарушение правил, условий учитель обязан применять строгие санкции к любому игроку, вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов.
Из перечисленных закономерностей вытекают принципы дидактической игры, выполнение которых детерминирует ее эффективность.
Теоретики игры называют следующие принципы:
1) активности играющих школьников. Это основной принцип игровой деятельности, предусматривающий активное проявление интеллектуальных и физических возможностей школьника как при подготовке к игре, так и в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
2) эмоциональности дидактической игры, которая проявляется в сильном воздействии игры на учащихся, что, в свою очередь, является одной из основных причин их самостоятельных побуждений к участию в игре или наблюдению за ее ходом;
3) индивидуальной направленности игры. Этот принцип отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой, наряду с интеллектуальными, развиваются те или иные его качества, имеющие вполне определенную ценность для учащегося;
4) коллективности, который отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах в условиях ролевого взаимодействия, где каждый школьник представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, в основе которой лежит коллективная деятельность интеллектуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;
5) целеустремленности, который подчеркивает, что личные цели отдельного играющего должны совпадать с общими целями команды;
6) результативности, отражающий осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности;
7) развития игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, который обозначает, что педагогу необходимо найти средства, которые заставили бы участников в вымышленных (игровых) условиях переживать реальные чувства (радость, сомнение, сопереживание, гордость и др.), то есть это — поддержание реальных чувств игроков;
8) взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, который обеспечивает двуплановость игры. Совершение реальных учебных действий в игровых условиях приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
9) перехода от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил, в переходе от подражательных игр к ролевым и деловым, от локальных игр к играм-комплексам.
- Содержание
- Система условных обозначений:
- Используемые сокращения:
- Раздел 1
- Занятие 1. Игра как междисциплинарный феномен
- 4. Время творить!
- Занятие 2. Психологические аспекты игровой деятельности
- 3. Творческие задания по материалам видео-лекции
- Занятие 3. Игровая культура
- Творческие задания:
- 1.По видео «Мамина школа. Игровая культура» (одно на выбор):
- Занятие 4. Игровая культура русского народа
- Занятие 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
- Творческие задания:
- Занятие 6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе
- 4.Творческие задания по видео «Организация игровой комнаты» (на выбор):
- Занятие 7. Игровые приемы и технологии в обучении
- Творческие задания:
- Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
- Занятие 9. Игровая компетентность педагога
- Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
- Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
- Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
- Занятие 14. Методика проведения деловых игр
- Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
- Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
- Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
- Занятие 18. «Игра — это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
- Раздел 2
- 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
- 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
- 2.3. Признаки игровой деятельности
- 2.4. Что такое детская игра?
- 2.5. Особенности игровой деятельности
- 2.6. Функции игры
- Функции игры
- 2.7. Игры хорошие и разные
- 2.8. Классификация игр
- 2.9. Природа и структура игры
- 2.10. Структура игры
- Структурные компоненты игры
- 2.11. Игра — многоликая данность человечества
- 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
- 2.13. Методы игровой деятельности
- 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
- «Интуитивный» тип игровой культуры
- «Прогностический» тип игровой культуры
- «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
- «Романтический» тип игровой культуры
- «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
- «Гедонистический» тип игровой культуры
- 2.15. Понятие и структура игровой культуры
- 2.16. Игровая культура личности
- 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
- 2.18.Об игровой культуре народов россии
- 2.19. Игра — шаг к человечности
- В игре становимся добрее и лучше
- 2.20. О педагогизации игры
- 2.21. Игра как метод диагностики
- 2.22. Игровая терапия
- 1. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия
- 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского возраста
- 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
- 1. Общие положения
- 2. Организация деятельности ципр
- 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
- 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
- 2.26. Игровые технологии в обучении
- Целевые ориентации педагогических игр:
- 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
- Требования к проведению дидактических игр:
- Приложения:
- 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
- 2.29. Организация игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Орнаментальный элемент игры
- Игра и её реквизит
- Методика организации игры
- Правила сочинения правил
- Методика организации игр в отряде
- Организация анимационной игры
- Подходы к организации и проведению детских игр
- Психолого-педагогические условия организации детских игр
- Организационная основа проведения детских игр
- 2.30.Формы размещения участников игры
- Монологические формы — от линейной до веерной
- Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
- 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
- 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
- 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
- 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
- Мастера, радуги и орбиты
- Кто может быть потенциальным игромастером?
- Игры интеллектов
- Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
- Цели игромастера и «пирамида потребностей»
- 2.33. Способы общей активизации аудитории
- 1.Вступительная песня игромастера
- 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
- 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
- 4.Ритуальное приветствие
- 5.Коллективное дело
- 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
- 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
- 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
- 2.35. Выигрыш как проблема
- Выигрыш как проблема
- А что же проигравшие?
- Ритуалы утешения
- 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
- Нестандартные ситуации и способы их преодоления
- 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Дидактические игры в образовательном процессе
- Функции дидактических игр
- Классификации дидактических игр
- Классификация дидактических игр:
- 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
- Структура ролевой игры
- 2.39.Игровая роль
- 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
- Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
- 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
- 2.42.Деловые игры
- Виды деловых игр
- Деловая игра как метод активного обучения
- Определение темы и целей деловых учебных игр
- Факторы эффективности деловой игры
- Конструирование деловых игр
- Проект деловой игры
- Этапы организации деловой игры
- 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
- Игровые программы для разных возрастов
- 2.44. В плену у «умного ящика»
- 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
- Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- Композиционное построение игровых программ
- Технология использования выразительных средств в сценарии
- Заповеди ведущего анимационной игровой программы
- Игровой сюжет
- 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
- Раздел 3
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
- 6.3 Организация самостоятельной работы
- Раздел 4
- Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
- 4.1. Ещё раз об эстетике…
- 4.2. Публичное выступление
- 4.3. Карты памяти (Mind Map)
- Примерный алгоритм составления карты памяти:
- 4.4. Аннотация
- Требования к написанию аннотации:
- Пример аннотации научной статьи
- 4.5. Конспект
- 4.6. Написание эссе
- 4.7. Ромашка вопросов
- 4.8. Техника «рафт»
- 4.9. Тезисы
- 4.10. Техника insert
- 4.11. Схемы и таблицы
- 4.12. Денотатный граф
- Пример денотатного графа:
- 4.13. Коллаж
- 4.14. Рецензия
- 4.15. Синквейн
- 4.16. Реферат
- 4.17. Методика «Мозаика»
- 4.18. Таблица «з — х — у»
- 4.19. Учебный проект
- 4.20. Составление списка литературы
- 4.21. Портфолио
- 2 Народные игры
- 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна — развлекательная)
- 2 Игры воспитательной направленности
- 2 Дидактические игры
- 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
- Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
- Критерии оценки зачетной игровой программы:
- Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
- Библиография