logo
Учебное пособие_Методика организации игры

2.16. Игровая культура личности

(по материалам диссертации Л.В. Шеметовой «Формирование основ игровой культуры младших школьников в деятельности музея игрушки»)

Понятие "игровая культура" ("культура игры") весьма многозначно. В широком смысле сюда входит всё, что создано людьми в области игры: не только сами игры, но и снаряжение, сооружения, площадки для игр, игрушки (материальная сторона игровой культуры), а также всевозможные сведения, мнения, оценки, принципы, идеалы людей в области игры (духовная сторона культуры). Основу, сердцевину игровой культуры составляют всё же непосредственные игровые действия и отношения играющих, их игровая деятельность.

По уровню умений, сноровки, проявленным в игре знаниям, творческим склонностям, вкусу, способностям, организованности, воспитанности и другим индивидуальным качествам судят о культуре игры отдельной личности. Есть много промежуточных, переходных по своему диапазону пониманий культуры игры, уже хотя бы потому, что приходится различать индивидуальную, групповую, национальную, общечеловеческую игровую культуру.

Игровая культура является качественным динамичным образованием личности, характеризующим его состояние как субъекта игровой деятельности. Развитие игровой культуры ребенка представляет собой формирование и развитие до необходимого уровня когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих компонентов.

совокупность знаний личности об игровых действиях, ценностях игровой культуры, способах самоорганизации игр, их материальном оснащении, знакомство с институтами и реквизитом игры.

эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к игре, сопереживание, способность оценивать и выбирать игры и предметы для игр, определять их относительную ценность или возможный вред, стремление к полезным играм.

субъективно мотивированная и целенаправленная игровая деятельность, освоение коммуникативных взаимодействий с другими участниками игры, адекватное использование реквизита игры.