logo
Учебное пособие_Методика организации игры

Нестандартные ситуации и способы их преодоления

Каждый настоящий игромастер когда-то был начинающим. Но практика закаляет, делает совершенным. Это значит, что опыт каждого специалиста игрового общения наполнен огромным числом ситуаций, в которых столкнулись дилетантство и профессионализм. «За одного битого двух небитых дают». Не следует опускать рук. Кто-то уже стал мастером, а у вас ещё всё впереди! Будьте лучшим, войдите в элиту игры!

Для этого предложим вам создать «банк ситуаций», который можно вести как профессиональный дневник или записную книжку. Фиксируйте в нём внештатные ситуации, яркие моменты, увлекательные импровизационные находки. …На пути к мастерству игромастера ожидает опасность закрыться от других, зациклиться лишь на своём опыте. Некоторые таким образом стараются сохранить свою конкурентоспособность. Однако жизнь доказывает, что «мы имеем то, что отдаём». Потому общайтесь с единомышленниками, перенимайте их опыт. «Разумные учатся на ошибках других» — но и на их мудрости тоже.

Так накапливается «золотой запас» опыта. Так между вашими разумом, руками и сердцем устанавливается согласие для самовыражения в игре. Так дебютант становится профессионалом.

Предложим перечень некоторых сложных для молодого игромастера ситуаций, возникавших в работе или как вопросы на семинарах по игре — и варианты выходов из них.

Вы чувствуете, что аудитория вам не нравится. Это свидетельствует о том, что до начала игры вы сформировали в своём воображении определённый образ будущей группы (причём, вероятно, гиперпозитивный). Вы такой желали её видеть. Но она имеет право быть другой. Для того, чтобы убедиться в её ценности у вас есть волшебная палочка — игра. Сосредоточьтесь на мысли, что подлинное наслаждение вы или аудитория можете достичь работая вместе, преодолевая последствия вашего прежнего преувеличения. Старайтесь работать не на свой интерес и своё удовольствие, а на пробуждение радости у представителей аудитории. Переключите своё внимание на красивых, счастливых людей в зале (такие есть всегда!), найдите повод порадоваться малейшей победе, зацепиться за наименьший позитивный момент в игровом общении, сосредоточьтесь на позитивных сторонах игры и реальных игровых взаимоотношениях… И ваше предубеждении начнёт таять на глазах. Мы уверены, что это мгновение настанет для вас несомненно и быстро.

Для профилактики рекомендуется не конкретизировать свои ожидания заранее. Чем более они окажутся гиперболизированными, тем большим может быть ваше разочарование. Лучше сосредоточиться на проблемах подготовки к игре, на пробуждении в себе чувства повелителя или «дарителя» радости.

Вы волнуетесь перед аудиторией. Не расценивайте это как слабость и не скрывайте своего волнения. Если вы намерены погасить свои эмоции, они только усилятся. Если вы не будете бояться их проявить, это приведёт к разрядке, к их исчезновению. Лучше скажите про свои переживания открыто и прилюдно. Это убедит аудиторию в вашей искренности и сделает вас более убедительным. Аналогично можно поступить и с другими чувствами, если они нахлынут на вас (страх, утомление, злость). Следите за артикуляцией и чёткостью дикции и особенно темпом речи. Научитесь владеть своими руками. Дрожание пальцев, перебирание краёв одежды, кручение первого попавшегося предмета в руках, потирание шеи, носа, поправление деталей одежды — вот самые распространённые симптомы волнения. В разных случаях поступают по-разному: иногда держат в руках объёмный предмет реквизита, а иногда замыкают руки «в замок» перед собой на уровне солнечного сплетения и не прижимая руки к корпусу (стойте, будто опираясь на кафедру); иногда на несколько секунд с силой стискивают руки перед собой (ладони крест-накрест). Но лучшее решение проблемы — сознательная работа над собой с целью приобретения навыков справляться с такими трудностями заранее: вообще или за некоторое время до начала игры.

Участники игры разговаривают, не обращают на вас внимания. Это свидетельствует о неумелой организации игрового пространства, утрате контроля за разворачиванием процесса игры, возможно, о пассивности и неуверенности. Самое бесперспективное в такой ситуации кричать: «Послушайте меня!» Эффективным будет предложить лотерею-игру с розыгрышем приза (например: «Кто угадает, что у меня в кошельке, получит приз»), массовую игру-танец с соперничеством (кто лучше), игру на внимание, типа: «Кто сумеет повторить за мной…» Это можно сопровождать хитроумными движениями рук над головой.

Лучшим решением служит проведение блиц-игры на внимание. Например: «Какой ряд (правый или левый от меня сектор) быстрее замкнёт цепочку на произнесённую мной цифру «три». Начинайте считать примерно так: «Раз (пауза), два (пауза), (резко) восемь!» Как правило, потом «шесть, четыре, тридцать!» Далее: «Тридцать!!!» И только потом: «Три!» Другой вариант — повторить за игромастером ритмы хлопками в ладоши. Внимание вам будет гарантировано. Ещё одним интересным решением будет просьба зажмуриться и после этого на определённое слово-сигнал попробовать взяться за руки, не раскрывая глаз. Далее обязательно поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

Вы утратили ориентацию в программе и не знаете, что делать далее. Не мечитесь и не нервничайте. Не показывайте свою растерянность. Ведите себя так, будто ничего не случилось. Можно сказать, что вы любите мгновения тишины. Этих нескольких секунд будет достаточно, чтобы сосредоточиться на следующем эпизоде игры. Ещё один вариант: попросите подарить аплодисменты всем присутствующим в зале. За это время можно будет вспомнить или подсмотреть следующий фрагмент игры где-нибудь в вашей папке с записями.

Эффективный способ: складывать игровую программу по определённому сюжету. Тогда вам нужно будет просто идти сюжетной тропой. Но лучше всегда иметь перед собой на планшете план игровой программы. Если вы не выпускаете его из рук, то держите большой палец на нужном абзаце, жестикулируя свободной рукой. Если же вам нужны свободные руки — оставьте планшет на видном месте недалеко от себя. Но не лучший вариант — постоянно смотреть на него, не оглядываясь на аудиторию. Тогда вы лишаете себя возможности устанавливать контакт глазами, а следовательно — руководить энергией зала, сводить её воедино, убеждать в собственном добром отношении.

Задуманный вами сценарий программы не идёт. Получается, что вместо организации игрового общения вы «подгоняете» участников под свой сценарий, под его детали. Приготовленный вами план может стать причиной вашего поражения. Такое положение дел свидетельствует о том, что вы не учли чего-то важного на этапе прогнозирования событий, моделирования программы, и это привело к сдвигу акцентов.

Не настаивайте, не продавливайте свою программу далее, не начинайте заставлять людей быть послушными. У настоящего игромастера всегда найдётся как минимум три запасных варианта игр на каждый этап программы. Цените соответствие поведения участников вашему проекту. Но ещё больше цените настоящее игровое общение.

Вы почувствовали сильное утомление во время или после игровой программы. Утомление свидетельствует о том, что вы сделали что-то неправильно. В частности, как говорят спортсмены, «рано выложились», «сгорели», не рассчитали своих сил. Зажгите себя активными движениями и доведите программу до логического завершения. Учитесь быть сильным. Аудитория любит сильные личности и хочет идти за такими. Делая новую программу, уделяйте больше внимания перераспределению своих ресурсов, заложите в ней «островки» отдыха. Но не ценой сбрасывания игровой энергии, а за счёт переключения видов деятельности, форм активности, меньшего привлечения реквизита, подключения ассистентов, введения в игру как ведущего представителя зала и т.д.

Понятно, что повышение «боевой готовности» должно стать одним из аспектов вашей профессиональной подготовки. Прежде всего, стойкость зависит от постоянных и интенсивных физических упражнений. Эффективными для вас могут быть занятия плаванием, лёгкой атлетикой — бегом, бадминтоном, теннисом, велоспортом, футболом или баскетболом.

Потребует закалки и ваш «эмоциональный» организм, ведь руководство игрой — это всегда высокий уровень напряжения, большие психические нагрузки и трата энергии. Последняя неизменно компенсируется (через час-два) после осознания, что проделана очень важная и сложная работа. Но этого момента нужно ещё дождаться.

Подождать можно в собственном «кабинете релаксации», то есть дома. Для этого разместите на видном месте рабочего кабинета, стола или на книжных полках:

Пусть под рукой у вас будет кассета или диск с любимыми песнями или музыкой. Лучше — медленного темпа, лирическая, с задушевными содержательными текстами (попса только навредит). Специалисты по музыкотерапии единодушно склоняются к мнению об особенной ценности для души музыки «солнечного» Моцарта и романтичных Шопена и Рахманинова.

Хорошо успокаивает и уравновешивает лирическая и детская поэзия. Предпочтение лучше отдать произведениям классиков и достойных современных писателей философского, лирико-пасторального или романтического направления. Можно держать в своей «комнате релаксации» сборник мультфильмов (лучше отечественного производства советских времён) или фильмов. Оберегайте себя от воинственных сюжетов, стрельбы, супергероев и прочего материала специального назначения.

Лучшим способом релаксации служит творчество. Пробуйте в таком состоянии поработать над новой программой, писать стихи, подбирать идеи к новой песне, ищите интересных ходов нового сценария. …Вдохновение сначала станет вашим другом, а со временем поселится рядом с вами навсегда.