logo search
Учебное пособие_Методика организации игры

2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры

(фрагмент издания «Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем» Федорова Л.И., С.72-78)

Наиболее популярной дидактической игрой при работе со школьниками и со взрослыми является такой ее вид, как ролевая игра, которая представляет собой развернутую форму игры в широком ее понимании. Надо заметить, что она используется самыми разными возрастными категориями и может выступать в жизни человека в двух основных значениях:

1) как вид деятельности, связанный с организацией досуга. Эти игры называют стихийными, вольными, спонтанными, так как они проводятся самими игроками без организационного вмешательства извне;

2) как деятельность, связанная с педагогическим процессом. Это дидактические ролевые игры, организуемые педагогом с целью решения задач образования.

Спонтанные ролевые игры, связанные с досугом, характерные главным образом для дошкольников и младших школьников, С. А. Шмаков определяет следующим образом: это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям.

В отличие от спонтанной дидактическая ролевая игра имеет более жесткую структурную организацию и определяется как структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает на себя определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют этой роли. Такая игра направлена в самом общем виде на формирование новых моделей поведения, развитие рефлексивных способностей участников. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми в разных обстоятельствах. Ролевая игра используется педагогом, как правило, в тех случаях, когда он хочет, чтобы учащиеся включились в какую- либо изучаемую ситуацию, пережили ее и сформировали свое отношение к ней. Участникам надолго запоминаются и сами ролевые игры, и, главным образом, чувства, которые они пережили в ходе игры, поэтому и знания, добытые в игре, запоминаются и переносятся, как правило, на внеигровую деятельность.

Ролевая игра — это одна из самых предпочитаемых детьми форм игровой деятельности. Поэтому объяснимо частое использование этого вида игр педагогами в процессе обучения. Но поскольку, как мы уже заметили, ролевая игра — это прерогатива, главным образом, младших возрастных категорий, то встает правомерный вопрос: насколько оправданно ее применение в средних и старших классах и тем более — при обучении взрослых?

…Ролевая игра претерпевает определенные изменения в зависимости от того, какой возрастной категорией она используется. Наиболее простые ролевые игры характерны для детей до трех лет, они основаны на подражании ребенком действиям взрослых (стучит молотком, кормит куклу и т. д.). Эти игры зачастую называют детскими в отличие от других более сложных игровых форм. С трех лет, согласно утверждениям психологов, у ребенка начинает формироваться воображение, он поднимается на следующую ступень в своем развитии. Прежние игры, основанные на повторении, копировании действий, которые он видел, ему уже неинтересны. За счет воображения он усложняет свои действия (например, не просто кормит куклу, а еще уговаривает ее, так как она капризничает). Таким образом, в жизни ребенка появляется новый, более сложный вид ролевой игры, которую иногда называют еще сюжетно-ролевой.

По мере того как дети младших возрастов все больше отстраняются от деятельности, совместной со взрослыми, значение развернутых ролевых форм игры для развития детей возрастает. Ребенок копирует уже не только действия взрослых, но и их отношения, воспроизводит их функции в условиях, которые не определяются извне (взрослыми), а создаются самим ребенком. Это всегда игры «во что-то», «в кого-то»: в «дочки-матери», в «больницу», в «школу» и т. п. В игре ребенок воспроизводит свой реальный опыт, свои знания. Ролевые игры не просто копируют окружающую ребенка жизнь, они являются проявлением его свободной деятельности, в которой, фантазируя и подражая, он раскрывает свой характер, свое понимание жизни, в них формируется и проявляется потребность ребенка активно воздействовать на мир.

… Дошкольники естественным образом используют ролевые игры как часть своих игр, поэтому таким же естественным является перенос этих игр в учебный класс. Использование ролевой игры в дидактических целях при работе с учащимися младших классов сопряжено с некоторыми специфическими трудностями. Известно, что объем знаний, вынесенных из ролевой игры, во многом зависит от широты и глубины опыта игрока. Небольшой объем жизненного опыта у детей значительно ограничивает их выбор аналогий и выводов. Впрочем, это препятствие может сохраняться и у более старших детей — у подростков.

Спонтанные ролевые игры, в которые дети продолжают играть вплоть до подросткового возраста, постепенно усложняются. Если основой для имитации в играх дошкольников служат семейный быт, профессии родителей, мультфильмы и сказки, то игры младших школьников усложняются за счет расширения опыта детей; в них имитируется уже не только сама деятельность (действия окружающих), но и отношения между людьми — как социальные, так и профессиональные. Можно наблюдать, как игра «в школу» довольно точно воспроизводит стиль отношений между учителем и учениками.

Игры подростков становятся более сложными, они включают элементы риска, экстремальности. Основной мотив участия в игре у подростка — это самоутверждение в среде сверстников. Поэтому они придумывают игры, где необходимо проявлять самообладание, смелость, ловкость и другие личностные качества, которыми подростки хотели бы обладать. Любимые игры подростков — это игры «в разведку», «в погоню», «в индейцев» и т. п. К сожалению, в последнее время эти коллективные игры все больше вытесняются индивидуальными компьютерными играми, лишая подростков возможности не только проявить себя среди сверстников, но и лучше узнать себя.

Работа с подростками, пожалуй, самая трудная, но она же и самая благодарная. Ролевая игра, даже если она не спонтанная, а придумана и проводится учителем на уроке, настолько захватывает ребят, что учителю приходится время от времени охлаждать пыл игроков. Основная трудность для учителя в работе с этой возрастной группой связана с преодолением застенчивости и смущения, свойственных подросткам. Стараясь скрыть эти качества, одни дети могут вести себя нарочито развязно, нарушая правила игры, другие, наоборот, могут замкнуться в себе и не вступать в игру или выйти из нее в самой середине, никак не мотивируя свои действия. В таких случаях педагогу рекомендуется провести серию упражнений на разминку, чтобы перед началом ролевой игры преодолеть застенчивость детей, которая может стать помехой в игре.

Подростки хотят видеть смысл в своих действиях, поэтому ролевые игры, используемые для обучения этой возрастной группы, должны быть увязаны с реальными проблемами, которые они могут осознать и отнести к себе. Поскольку подростки всеми способами показывают свое стремление к взрослости и нежелание заниматься «ребячеством», то и игры, предлагаемые им на уроке, не должны быть слишком «детскими».

В последнее время спонтанные ролевые игры перестали быть прерогативой младших возрастных групп и все больше захватывают досуг взрослых. К таким играм можно отнести представления исторических клубов, «толкиенистские» игры, основанные на сюжете книги Дж. Толкиена «Властелин колец», популярный в последнее время пейнтбол и другие. Деятельность, моделируемая в таких играх, переживается игроками как самоценная. Ее насыщенность игровым мироощущением, игровым поведением, символикой удовлетворяет потребность взрослого человека в самовыражении, является мощным средством снятия накопившейся усталости и стрессов.

Использование взрослыми спонтанных ролевых игр делает возможным и даже желательным их применение в процессе обучения данной возрастной категории. И уж никаких сомнений не должно возникать при ответе на вопрос: «Правомерно ли использование ролевых игр в старших классах?» Хотя учителя, работающие со старшеклассниками, в один голос возражают: «Какие игры при таких насыщенных учебных программах? Ребятам надо готовиться к поступлению в институт, а не играть в игры!» Но ведь этим юным взрослым предстоит вступать в мир созидания, сотрудничества, а дидактическая ролевая игра как раз и предоставляет широкое поле для творческой деятельности, для усвоения способов совместной работы.

При подборе ролевых игр для этой возрастной категории надо учесть, что прямые аналогии в игре с чем бы то ни было здесь не столь важны, как в играх для младших и средних классов. Старшеклассники уже понимают и осознают взаимосвязь явлений, поэтому предлагаемая им ролевая игра должна вызвать ощущение, что данное учебное упражнение серьезно по своей сути и не предполагает какого бы то ни было упрощения проблемы.

Ролевые игры начинают применяться и в процессе обучения студентов в вузах, а также на курсах повышения квалификации. Используются они и в производственных коллективах с целью решения различных профессиональных проблем. В ряду других игровых методов обучения они известны также под названием «разыгрывание ролей». Игры, использующиеся в работе с данными возрастными категориями, имеют свою специфику, которая выражается прежде всего в их обязательной связи с профессиональной деятельностью, решением профессиональных проблем.

М. ван Менте в своей книге «Эффективный тренинг с помощью ролевых игр» поделился, можно сказать, уникальным опытом использования ролевых игр в работе с пожилыми людьми. Он обращает внимание на особенности проведения такого рода занятий и дает некоторые рекомендации педагогу. Учитывая замедленность реакции пожилых людей, руководитель игры должен отводить больше времени, чем обычно, на изложение идеи игры, на подготовку ролей.. Темп занятия обычно бывает несколько ниже, чем при работе с другими возрастными категориями. Автор рекомендует также педагогу шире использовать различные вспомогательные средства (классная доска, плакаты) для записи идей и т. д.

Таким образом, дидактическая ролевая игра социальна по своему происхождению, относится к феноменам культуры и содержательно связана с детской игрой. Это обусловливает необходимость опоры на результаты исследований по психологии и педагогике детской игры при разработке теоретических основ использования ролевой игры в обучении.