logo search
S_1_10_fixed

Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности

Существует два резко противоположных направления в учении о развитии. Одно—подчеркивает наследственность и бессилие среды. Другое— превозносит среду и делает ее ответственной за архитектонику растущего организма. Первое направление выводит структуру индивидуума из все собой определяющих детерминант или генов. Происхождение даже сложнейших психологических особенностей приписывается этим первичным комочкам хромосомного материала. Противоположная доктрина утверждает, что даже физические признаки изменяются под влиянием внешних условий и что психические особенности, включая сюда талант, одаренность и темперамент, безусловно уже являются результатом среды и воспитания.

Подобного рода разногласия встречаются не только в теоретических дискуссиях, но и в литературе, посвященной вопросам практического воспитания. Когда Роберт Оуэн сто лет назад основывал в Америке первый детский очаг, он был движим горячей верой в значение среды. В здании конгресса перед президентом, членами конгресса и верховным судом он следующим образом изложил свои убеждения:

«Внешняя среда может быть организована таким образом, что она будет оказывать непреодолимое влияние на всякого появляющегося на свет ребенка; толкая ею в сторону добра или зла, воспитывая в ребенке те или иные чувства и навыки, окружая его на протяжении всей жизни благоприятными или неблагоприятными объектами, мы можем по своему произволу все человечество или любую часть его сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным».