logo
S_1_10_fixed

Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых

В игровых группах и группировках старших детей и юношей часто употребляют клички, «секретный язык», опознавательные знаки, выбирают особые места для сборов: перекрестки, заброшенные дома или игровые площадки, — в зависимости от района и вида группы. «Стаи» часто перенимают у взрослых ритуалы посвящения, пароли и другие внешние атрибуты тайных обществ. Эти атрибуты никак не «защищают» шайки детей и подростков, и в этом смысле являются больше подражанием, имитационными играми. Эти игры важны для каждого члена, как знак принадлежности к группе, и во всяком случае удовлетворяют личные фантазии. Стремление принадлежать к какой-либо группе, кроме семьи, обычно весьма сильно в подростковом и юношеском возрасте. Подражать, делать так, как делают другие в твоем возрасте, испытывать их влияние — важный шаг в этом направлении. Тот, кто отличается от групповой нормы одеждой, речью или еще чем-нибудь, может стать предметом насмешек или даже быть изгнанным из группы.

Влияние взрослых и других детей на ребенка меняется с возрастом. Нельзя точно определить возраст, в котором влияние сверстников становится больше, чем влияние взрослых. Независимость, ожидаемая от мальчика, различна в разных обществах, социальных группах и слоях. Разные дети в разной степени зависят от взрослых, и их индивидуальность является одним из факторов влияния на них. В одном из экспериментов 9-летние дети пытались решить, двигался ли тонкий лучик света по темной комнате. Суждение взрослого оказало на них большее влияние, чем суждение мальчика чуть старше их (Jakubczak, L. F., Walters, R. H., 1959). В следующем эксперименте, от детей в возрасте от 7 до 10 лет, требовалось определить, какая из трех линий совпадает с еще одной. Услышав безоговорочное заключение восьми своих сверстников (подставных участников эксперимента), они присоединялись к мнению большинства, даже если оно было ошибочным (Berenda, R. W., 1950). Высказывания учителя в этом эксперименте принималось реже. На детей от 10 до 13 лет повлиять было сложней, даже в подобной ситуации. До какой степени люди поддаются влиянию других, зависит от многих факторов: численности группы, которая вынесла суждение, ее значимости для испытуемого, наличия или отсутствия объективных причин для сомнения, большей или меньшей безаппеляционности группы, степени несоответствия между суждением группы и мнением испытуемого, уровня его личностной тревожности, возраста (чем моложе, тем легче воздействие), получения или неполучения вознаграждения за «неправильные» ответы (собственное мнение) в прошлом, и т. д. (Berg, I. A., Bass, B. M., 1961).

В целом, вероятно, на подростков члены их группы оказывают большее влияние, чем взрослые. Первопричиной и, вполне возможно, более важной, чем специфическая деятельность, к которой стремится игровая группа или «шайка», образованная в детском или подростковом возрасте, является потребность в принадлежности, потребность быть «одним из».