logo
S_1_10_fixed

5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве

Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры в раннем детстве // Лехтман-Абрамович Р. Я. и Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–Л., Медгиз, 1949, С. 41 – 73.

I

Вопрос о руководстве самостоятельной игрой детей принадлежит к числу наиболее сложных и наименее разработанных вопросов педагогики, в частности, ясельной. Относительно легко определить роль воспитательницы в том или ином занятии или организованной игре, хотя и там нужна гибкость, основанная на конкретном знании детей, с которыми работает воспитательница. При самостоятельной же игре детей сложность участия в ней взрослого значительно возрастает.

С одной стороны, в игре ребенку должна быть предоставлена максимальная свобода, должны быть созданы условия, позволяющие ему действовать, проявлять свое творчество. С другой стороны, игрой надо руководить, ее надо направлять, потому что только при. правильном и своевременном вмешательстве воспитательницы игра может быть полноценной, обеспечивающей развитие ребенка.

Особенно трудно решение этого вопроса в применении к детям в возрасте до 3 лет, так как возможности их творчества, инициатива и самостоятельность минимальны, и чем меньше ребенок, тем они ограниченнее. «Самостоятельная деятельность ребенка, его игра в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2—3 месяцев в высокой степени зависят от того, как взрослые сумели их организовать. Маленькие дети сами не придумают, где играть и чем играть. Если не созданы условия для игры, разнообразных движений, разнообразных действий с игрушками, ребенок сам этих условий не создаст» *. Без взрослого ребенок в 1 или 1½ года не сможет ни создать условий для своей игры, ни развернуть ее.

* Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной, стр. 126, Медгиз, 1939.

В истории преддошкольной педагогики были представители так называемой теории игрового режима, которая в настоящее время уже отвергнута. Исходя из положения, что ребенок не умеет играть, что он сам не может выбрать себе подходящую игрушку и правильно использовать ее и т. д., они утверждали, что взрослый должен решить, чем, когда, сколько времени и как именно ребенок должен играть и заниматься. Детская игра была засушена, ребенок был совершенно лишен возможности проявлять какую-либо инициативу.

Нельзя не согласиться с Аксариной, что «при такой системе организации игры... дети превращались в автоматов, которые должны действовать лишь по указке взрослого. Совершенно не учитывались индивидуальные особенности детей и игнорировались их интересы и желания в данный момент»*.