1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
психологическим и недостаточно эпистемологическим, в то время как моя позиция как раз обратна этой» [Флейвелл, 1967. С. 9]. Нет необходимости специально доказывать, что постмодернизм в науке в целом [Kvale, 1992] и отдельные подходы к познавательному развитию с позиций теории переработки информации, в частности [Kail, Bisanz, 1992], способствуют фрагментации знания, а не построению широких обобщающих теорий или универсальных познавательных систем. В-третьих, наблюдаемая в наше время тенденция подходить к психике маленьких детей с точки зрения представлений о психической жизни взрослого человека [Кауе, 1982], так же как и связанная с ней идея о младенчестве как некоем рае [Bradley, 1991 ], равным образом не совместимы с убеждением Пиаже в том, что дети самой своей логикой отличаются от взрослых. В этой несовместимости также кроется один из источников разочарования в теории Пиаже и ее искажений. В более частном плане следует заметить также, что постоянно нарастающий разрыв между действием и познанием — разрыв, которым глубоко проникнуты сегодня некоторые весьма влиятельные подходы к интеллектуальному развитию [Sternberg, Berg, 1992], также вносит свой вклад в широко распространенное непонимание идей Пиаже.
Мы убеждены, однако, что главная причина ошибочного истолкования теории Пиаже состоит в том, что представители психологии развития упускают из виду основные цели Пиаже: исследовать в ходе онтогенеза процесс возникновения новых форм мышления и конструкции знания, обладающего свойством необходимости. Между тем они упорно думают, что психология развития занимается детьми, подростками и взрослыми на разных конкретных возрастных этапах онтогенеза, а не тем, как происходит развитие с течением времени; они упорствуют в исследовании «когнитивной правды», а не логической необходимости.
Мы, конечно, тоже могли бы подойти к анализу вклада Пиаже, исходя из позиций, внешних по отношению к его теории, как это и делают большинство из его критиков. Но не менее важно понять сделанное им, исходя из тех целей, проблем и идей, которые наполняли всю научную работу Пиаже. Мы надеемся, что ученые-психологи в целом и исследователи психического развития в частности продолжат обсуждение теории Пиаже. В конечном итоге в этом и состоит условие, необходимое для того, чтобы выйти за ее пределы.
ЛИТЕРАТУРА (Шрифтом Arial выделены работы, переведенные на русский язык. – А. А. )
Acredolo С, Acredolo L. Identity, compensation, and conservation // Child Development. 1979. 50. P. 524-535.
Alexander C, Langer E. (eds.). Higher stages of human development. N.Y., 1990.
Anderson A., Belnap N. Entailment: The logic of relevance and necessity. Princeton; N.J., 1975.
Arlin P. Piagetian operations in problem finding// Developmental Psychology. 1977. 13. P. 247-298.
Au T., Sidle A., Rollins K. Developing an intuitive understanding of conservation and contamination: Invisible particles as a plausible mechanism // Developmental Psychology. 1993. 29. P. 286-299.
Baillargeon R. Object permanence in 3 1/2- and 4 l/2-month-old infants // Developmental Psychology. 1987. 23. P. 655-664.
Baillargeon R. Reasoning about the height and location of a hidden object in 4.5- and 6.5-month-old infants // Cognition. 1991. 38. P. 13-42.
Baillargeon R., Graber M. Evidence of location memory in 8-month-old infants on a nonsearch AB task // Developmental Psychology. 1988. 24. P. 502-511.
Baltes P. Theoretical propositions of life-span developmental psychology: On the dynamics between growth and decline // Developmental Psychology. 1987. 23. P. 611-626.
Bartsch K, Wellman H. Young children's conception of distance // Developmental Psychology. 1988. 24. P. 532-541.
Basseches M. Dialectical thinking and adult development. N.J., 1984.
Beilin H. Piaget's theory: Alive and more vigorous than ever// Human Development. 1990. 33. P. 362-365.
Beilin H. Piaget's enduring contribution to developmental psychology // Developmental Psychology. 1992(a). 28. P. 191-204.
Beilin H. Piaget's new theory// Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992b. P. 1-17.
Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale. N.J., 1992.
Bidell T. Beyond interactionism in contextualist models of development // Human Development. 1992. 35. P. 306-315.
Bidell T., Fischer K. Commentary//Human Development. 1989.32. P. 363-368.
Bidell T., Fischer K Beyond the stage debate: Action, structure, and variability in Piagetian theory and research // Sternberg R., Berg C. (eds.). Intellectual development. Cambridge, England, 1992. P. 100-140.
Bigelow L. Reevaluation of the literature on the development of transitive inferences // Psychological Bulletin. 1981. 89. P. 325-351.
Boden M. Piaget. Brighton, England, 1979.
Borke H. Piaget's view of social interaction and the theoretical construct of empathy 150// Siegel L., Brainerd C. (eds.). Alternatives to Piaget. N.Y., 1978. P. 29-42.
Bower T. The object in the world of the infant // Scientific American. 1971. 225. P. 30-38.
Bradley B. Infancy as paradise // Human Development. 1991. 34. P. 35—54.
Braine M. The ontogeny of certain logical operations: Piaget's formulations examined by nonverbal methods // Psychological Monographs: General and Applied. 1959. 73. P. 1–43.
Braine M. Piaget on reasoning: A methodological critique for the presence of cognitive structures// Psychological Bulletin. 1962. 79. P. 172-179.
Braine M., Rumain B. Logical reasoning//Mussen P. (ed.). Handbook of child psychology. N.Y., 1983. Vol. 3. P. 266-340.
Brainerd C. Judgments and explanations as criteria for the presence of cognitive structures // Psychological Bulletin. 1973(a). 79. P. 172-179.
Brainerd C. Order and acquisition of transitivity, conservation, and class-inclusion of length and weight // Developmental Psychology. 1973b. 8. P. 105—116.
Brainerd C. Training and transfer of transitivity, conservation, and class inclusion of length // Child Development. 1974. 45. P. 324-334.
Brainerd C. Cognitive development and concept learning: An interpretative review// Psychological Bulletin. 1977(a). 84. P. 919-939.
Brainerd C. Response criteria in concept development // Child Development. 1977(b). 48. P. 360-366.
Brainerd C. Piaget's theory of intelligence. Englewood Cliffs. N.J., 1978(a).
Brainerd C. The stage question in cognitive developmental theory // The Behavioral and Brain Sciences. 1978b. 2. P. 173-213.
Brainerd C, Fraser M. A further test of the cardinal theory of number development // Journal of Genetic Psychology. 1975. 127. P. 21-33.
Brainerd C., Kingma J. Do children have to remember to reason? A fuzzy-trace theory of transitivity development // Developmental Review. 1984. 4. P. 311—377.
Brainerd C., Reyna V. Gist is the grist: Fuzzy-trace theory and the new intuitionism // Developmental Review. 1990. 10. P. 3-47.
Brainerd C., Reyna V. The memory independence effect: What do the data show? What do the theories claim?//Developmental Review. 1992. 12. P. 164-186.
Brainerd C., Reyna V. Memory independence and memory interference in cognitive development//Psychological Review. 1993. 100. P. 42-67.
Bringuier J. Conversations with Piaget. Chicago, 1980. (Original work published 1977.)
Broughton J. Development of concepts of self, mind, reality, and knowledge // Damon W. (ed.). Social cognition: New directions for child development. Vol. 1. Social cognition. San Francisco. 1978. P. 75—100.
Broughton J. Piaget's structural developmental psychology: Knowledge without a self and without history // Human Development. 1981. 24. P. 320-346.
Broughton J. Not beyond formal operations but beyond Piaget // Commons M., Richards F, Armon C. (eds.). Beyond formal operations. N.Y., 1984. P. 395-411.
Brown G., Desforges C. Piagetian theory and education: Time for revision // British Journal of Educational Psychology. 1977. 47. P. 7—17.
Bruner J. Inhelderand Piaget's «The growth of logical thinking»: I. A psychologist's viewpoint // British Journal of Psychology. 1959. 50. P. 363-370.
Bruner J. On the conservation of liquids // Bruner J., Olver R., Greenfield P. (eds.). Studies in cognitive growth. N.Y., 1966. P. 183-207.
Bruner J. The organization of action and the nature of adult-infant transaction // Cranach M., Harre R. (eds.). The analysis of action. N.Y., 1982. P. 280-296.
Bruner J. State of the child // New York Review of Books. 1983. 30. P. 83-89.
Bruner J. The narrative construction of reality// Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992. P. 229-248.
Bryant P., Trabasso T. Transitive inferences and memory in young children // Nature. 1971. 232. P. 456-458.
Buck-Morss S. Socio-economic bias in Piaget's theory and its implication for cross-cultural studies // Modgil S., Modgil C. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. N.Y., 1982. P. 261-272.
Bullinger A., Chatillon J. Recent theory and research of the Genevan school // Mussen, P. (ed.). Handbook of child psychology. N.Y., 1983. Vol. 3. P. 231-262.
Bullock M., Gelman R. Preschool children's assumptions about cause and effect: Temporal ordering effect // Child Development. 1979. 50. P. 89-96.
Bynum T., Thomas J., Weitz L. Truth functional logic in formal operational thinking // Developmental Psychology. 1972. 7. P. 129-132.
Byrnes J. Formal operations: A systematic reformulation // Developmental Review. 1988. 8. P. 66-87.
Byrnes J. Meaningful logic: Developmental perspectives// Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992. P. 163-183.
Campbell R., Bickhard M. Knowing levels and developmental stages. Basel, Switzerland, 1986.
Case R. The mind's staircase. Hilisdale, N.J., 1992(a).
Case R. Neo-Piagetian theories of intellectual development // Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992(b). P. 61-104.
Chandler M., BoutilierR. The development of dynamic system reasoning// Human Development. 1992. 35. P. 121-137.
Chandler M., Chapman M. (eds.). Criteria for competence. Hillsdale, N.J., 1991. •
Chapman M. Constructive evolution. Cambridge, England, 1988(a).
Chapman M. Contextuality and directionality of cognitive development // Human Development. 1988(b). 31. P. 137-159.
Chapman M. The epistemic triangle: Operative and communicative components of cognitive competence // Chandler M., Chapman M. (eds.). Criteria for competence. Hillsdale, N.J., 1991. P. 209-228.
Chapman M. Equilibration and the dialectics of organization // Beilin H., Pufall P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992. P. 39-59.
Chapman M., Lindenberger U. Functions, operations, and decalage in the development of transitivity//Developmental Psychology. 1988. 24. P. 542-551.
Chapman M., Lindenberger U. How to detect reasoning-remembering dependence (and how not to) // Developmental Review. 1992(a). 12. P. 187-198.
Chapman M., Lindenberger U. Transitivity judgements. Memory for premises, and modes of children reasoning // Developmental Review. 1992(b). 12. P. 124-163.
Chapman M., McBride M. Beyond competence and performance: Children's class inclusion strategies, superordinate class cues, and verbal justifications // Developmental Psychology. 1992. 28. P. 319-327.
Cohen D. Piaget: Critique and assessment. London, 1983.
Cole M. Context, modularity, and the cultural constitution of development//Winegar L., Valsiner J. (eds.). Children's development within social context. Hillsdale, N.J., 1992. Vol. 1. P. 5-31.
Commons M., Armon C, Kohlberg L, Richards F., Grotzer T., Sinnott J. (eds.). Adult development: Models and methods in the study of adolescent and adult thought. N.Y., 1990. Vol. 2.
Commons M., Richards F., Armon C. (eds.). Beyond formal operations. N.Y., 1984.
Commons M., Richards F., Kuhn D. Systematic and metasystematic reasoning: A case for levels of reasoning beyond Piaget's stage of formal operations // Child Development. 1982. 53. P. 1058-1069.
Commons M., Sinnott J., Richards F., Armon C. (eds.). Adult development. Vol. 1. Comparisons and applications of adolescent and adult developmental models. N.Y., 1989.
Corrigan R. Cognitive correlates of language: Differential criteria yield differential results // Child Development. 1979. 50. P. 617-631.
Dasen P. Cross-cultural Piagetian research: A summary//Journal of Cross Cultural Psychology. 1972. 3. P. 23-39.
Davidson P. Piaget's category-theoretic interpretation of cognitive development: A neglected contribution // Human Development. 1988. 31. P. 225-244.
Davidson P. Genevan contributions to characterizing the age 4 transition // Human Development. 1992a. 35. P. 165-171.
Davidson P. The role of social interaction in cognitive development: A propaedeutic //Winegar L., Valsiner J. (eds.). Children's development within social context. Hillsdale, N.J. 1992(b). Vol. 1. P. 19-37.
Demetriou A., Efklides A., Papadaki M., Papantoniou G., Economou A. Structure and development of causal-experimental thought: From early adolescence to youth // Developmental Psychology. 1993. 29. P. 480-497.
Dias M., Harris P. The effect of make-believe play on deductive reasoning// British Journal of Developmental Psychology. 1988. 6. P. 207-221.
Dittmann-Kohli F., Baltes P. Toward a neofunctionalist conception of adult intellectual development: Wisdom as a prototypical case of intellectual growth //Alexander C, Langer E. (eds.). Higher stages of human development. N.Y., 1990. P. 54-789.
Donaldson M. Children's minds. London, 1987.
Donaldson M., Grieve R., Pratt C. Early childhood development and education. Oxford, England, 1983.
English L Evidence for deductive reasoning: Implicit versus explicit recognition of syllogistic structure // British Journal of Developmental Psychology. 1993. 11. P. 391-409.
Ennis R. Children's ability to handle Piaget's propositional logic // Review of Educational Research. 1975. 45. P. 1-14.
Ennis R. Conceptualization of children's logical competence: Piaget's propositional logic and an alternative proposal // Siegel L., Brainerd C. (eds.). Alternatives to Piaget. N.Y., 1978. P. 201-260.
Ennis R. Children's ability to handle Piaget's propositional logic: A conceptual critique // Modgil S., Modgil C. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982. P. 101-130.
Fabricius W., Wellman H. Two roads diverged: Young children's ability to judge distance // Child Development. 1993. 64. P. 399-414.
Fakouri M. Cognitive development in adulthood: A fifth stage? A critique // Developmental Psychology. 1976. 12. P. 472.
Ferreira da Silva J. Estudos de psicologia [Psychological studies]. Coimbra, Portugal, 1982.
Fischer K. Structural explanation of developmental change // The Behavioral and Brain Sciences. 1978. 2. P. 186-187.
Fischer K. Developmental levels as periods of discontinuity // Fischer K. (ed.). Levels and transitions in children's development. San Francisco, 1983. P. 5—20.
Fischer K., Bullock D., Rotenberg E., Raya P. The dynamics of competence: How context contributes directly to skill // Wozniak R., Fischer K. (eds.) // Development in context. Hillsdale, N.J., 1993. P. 93-117.
Flanagan O. The science of the mind. Cambridge, MA, 1992.
Flavell J. The developmental psychology of Jean Piaget. Princeton, N.J., 1963.
Flavell J. Cognitive development. Englewood Cliffs, N.J., 1977.
Flavell J. On cognitive development//Child Development. 1982(a). 53. P. 1-10.
Flavell J. Structures, stages, and sequences in cognitive development // Collins W. (ed.). The concept of development. Hillsdale, N.J., 1982(b). P. 1-28.
Flavell J., Wohlwill J. Formal and functional aspects of cognitive development// El-kind D., Flavell J. (eds.). Studies in cognitive development: Essays in honor of Jean Piaget. Oxford, England, 1969. P. 67-120.
Forman E. Discourse, intersubjectivity and the development of peer collaboration: A Vygotskian approach // Winegar L., Valsiner J. (eds.). Children's development within social context. Hillsdale, N.J., 1992. Vol. 1. P. 143-159.
Furth H. The social function of Piaget's theory: A response to Apostel // New Ideas in Psychology. 1986. 3. P. 23-29.
Furth H. Commentary // Human Development. 1992. 35. P. 241-245.
Garcia R. The structure of knowledge and the knowledge of structure // Beilin H., Puffal P. (eds.). Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1992.
Geert P. The structure of developmental theories: A generative approach // Human Development. 1987. 30. P. 160-177.
Gelman R. Conservation acquisition: A problem of learning to attend to relevant attributes // Journal of Experimental Child Psychology. 1969. 7. P. 167-187.
Gelman R. Logical capacity of very young children: Number invariance rules // Child Development. 1972. 43. P. 75-90.
Gelman R. Cognitive development // Annual Review of Psychology. 1978. 29. P. 297-322.
Gelman R., Baillargeon R. A review of some Piagetian concepts // Mussen P. (ed.). Handbook of child psychology N.Y., 1983. Vol. 4. P. 167-230.
Gelman R., Gallistel C. The child's understanding of number. Cambridge, MA, 1978.
Gelman S., Kremer E. Understanding natural cause: Children's explanations of how objects and their properties originate // Child Development. 1991. 62. P. 396-414.
Girotto V., Gilly M., Blaye A., Light P. Children's performance in the selection task: Plausibility and familiarity // British Journal of Psychology. 1989. 80. P. 79-85.
Glassman M. All things being equal: The two roads of Piaget and Vygotsky // Developmental Review. 1994. 14. P. 186-214.
Gruber H., Voneche J. (eds.). The essential Piaget. N.Y., 1977.
Habermas J. Communication and the evolution of society. Boston, 1979.
Halford G. Reflections on 25 years of Piagetian cognitive developmental psychology, 1963-1988 // Human Development. 1989. 32. P. 325-357.
Halford G. Is children's reasoning logical or analogical? // Human Development. 1990. 33. P. 356-361.
Halford G. Analogical reasoning and conceptual complexity in cognitive development // Human Development. 1992. 35. P. 193-217.
Hawkins J., Pea R., Glick J., Scribner S. // «Merds that don't like mushrooms»: Evidence for deductive reasoning by preschoolers // Developmental Psychology. 1984. 20. P. 584-594.
Hofmann R. Potential sources of structural invalidity in Piagetian and Neo-Piagetian assessment // Modgil S., Modgil G. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982. P. 223-239.
Hooper F., Toniolo T., Sipple T. A longitudinal analysis of logical reasoning relationships: Conservation and transitive inference // Developmental Psychology. 1978. 14. P. 674-682.
Inhelder B., Caprona D. The role of meaning of structures in genetic epistemology// Overton W. (ed.). Reasoning, necessity and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990. P. 33-44.
Inhelder B., Piaget J. De la logique de l'enfant à la logique de l'adolescent (The growth of logical thinking from childhood to adolescence). Paris, 1955.
Inhelder B., Piaget J. Procedures et structures [Procedures and structures] // Archives de Psychologie. 1979. 47. P. 165-176.
Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Apprentissage et structures de la connaissance (Learning and knowledge structures). Paris, 1974.
Johnson-Laird P. Mental models: Towards a cognitive science of language, inference and consciousness. Cambridge, MA, 1983.
Johnson-Laird P., Legrenzi P., Legrenzi M. Reasoning and a sense of reality // British Journal of Psychology. 1972. 63. P. 395-400.
Kail R., Bisanz J. The information-processing perspective on cognitive development in childhood and adolescence // Sternberg R., Berg C. (eds.). Intellectual development. Cambridge, England, 1992. P. 229-260.
Kalil K, Youssef Z., Lerner R. Class-inclusion failure: Cognitive deficit or misleading reference // Child Development. 1974. 45. P. 1122-1125.
Kallio E., Helkama K Formal operations and postformal reasoning: A replication // Scandinavian Journal of Psychology. 1991. 32. P 18-21.
Kaye K The mental and social life of babies: How parents create persons. Chicago, 1982.
Kaye K, Bower T.G.R. Learning and intermodal transfer of information in newborns // Psychological Science. 1994. 5. P. 286-288.
Keating D. Thinking processes in adolescence // Abelson J. (ed.). Handbook of adolescent psychology. N.Y., 1980. P. 211-246.
Kitchener K, Brenner H. Wisdom and reflective judgment: Knowing in the face of uncertainty // Sternberg R. (ed.). Wisdom: Its nature, origins and development. Cambridge, England, 1990. P. 212-229.
Kitchener K., King P. Reflective judgment: Concepts of justification and their relation to age and education // Journal of Applied Developmental Psychology. 1981. 2. P. 89-116.
Knifong D. Logical abilities of young children: Two styles of approach // Child Development. 1974. 45. P. 78-83.
Kohlberg L. Essays in moral development. N.Y., 1984. Vol. 2.
Kohlberg L Which postformal levels are stages? // Commons M., Armon C, Kohlberg L., Richards F, Grotzer T., Sinnott J. (eds.). Adult development. N.Y., 1990. Vol. 2. P. 263-268.
Kohlberg L., Ryncarz R. Beyond justice reasoning: Development and consideration of a seventh stage // Alexander C, Langer E. (eds.). Higher stages of human development. N.Y., 1990. P. 191-207.
Koplowitz H. Unitary consciousness and the highest development of mind: The relation between spiritual development and cognitive development // Commons M., Armon C, Kohlberg L, Richards F, Grotzer T, Sinnott J. (eds.). Adult development. N.Y., 1990. Vol. 2. P. 105-111.
Kramer D. Post-formal operations? A need for further conceptualization // Human Development 1983. 26. P. 91-105.
Kuhn D. The application of Piaget's theory of cognitive development to education // Harvard Educational Review. 1979. 49. P. 340-360.
Kvale S. (ed.). Psychology and postmodernism. London, 1992.
Langer J. The origins of logic: Six to twelve months. N.Y., 1980.
Larsen G. Methodology in developmental psychology: An examination of research on Piagetian theory // Child Development. 1977. 48. P. 1160-1166.
Leslie A., Keeble S. Do six-month-old infants perceive causality? // Cognition. 1987. 25. P. 265-288.
Levin L, Israeli E., Darom E. The development of time concepts in young children: The relation between duration and succession // Child Development. 1978. 49. P. 755-764.
Light P. Context, conservation and conservation // Richards M., Light P. (eds.). Children of social worlds. Cambridge, England, 1986.
Linn M., Siegel H. Postformal reasoning: A philosophical model // Commons M., Richards F, Armon C. (eds.). Beyond formal operations. N.Y., 1984. P. 239 - 257.
Lourenco O. Piaget's logic of meanings and conditional reasoning in adolescents and adults // Archives de Psychologie. 1995. 63. P. 187-203.
MacLane L. Categories for the working mathematician. N.Y., 1971.
MandlerJ. Commentary // Human Development. 1992. 35. P. 246-253.
Markman E. Facilitation of part-whole comparisons by use of the collective noun «family» // Child Development. 1973. 44. P. 837-840.
Markman E. Two different kinds of hierarchical organization // Scholnick E. (ed.). New trends in conceptual representation: Challenges to Piaget's theory. Hillsdale, N.J., 1983. P. 165-184.
Markovits H., Dumas C, Malfait M. Understanding transitivity of a spatial relationship: A developmental analysis // Journal of Experimental Child Psychology. 1995. 59. P. 124-141.
Markouits H., Schleifer M., Fortier L. Development of elementary deductive reasoning in young children //Developmental Psychology. 1989. 25. P. 787—793.
Matalon B. A genetic study of implication // Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990. P. 87—110.
Maurice D., Montangero J. Équilibre et équilibration dans l'oeuvre de Jean Piaget et au regard de courants actuels. (Equilibrium and equilibration in the work of Jean Piaget and at the light of current approaches) // Cahiers de la Fondation Archives Jean Piaget (No 12). Genèva, 1992.
McGarrigle J., Donaldson M. Conservation accidents // Cognition. 1974. 3. P. 341-350.
McGarrigle J., Grieve R., Hughes M. Interpreting inclusion: A contribution to the study of the child's cognitive and linguistic development // Journal of Experimental Child Psychology. 1978. 25. P. 528-550.
Meehl P. Theoretical risks and tabular asterisks: Sir Karl, Sir Ronald, and the slow progress of soft psychology // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1978. 46. P. 806-834.
Miller K., Baillargeon R. Length and distance: Do preschoolers think that occlusion brings things together? //Developmental Psychology. 1990. 26. P. 103-114.
Miller M. Argumentation and cognition // Hickmann M. (ed.). Social and functional approaches to language and thought. San Diego, 1987. P. 225—249.
Miller P. Theories of developmental psychology. N.Y., 1989.
Modgil S., Modgil C. Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982.
Monnier C., Wells A. Discussion of recent research on the formal operational stage // Cahiers de la Fondation Archives Jean Piaget. (N° 1). Genèva, 1980. P. 203-242.
Montangero J. Genetic epistemology: Yesterday and today N.Y., 1985.
Montangero J. A constructivist framework for understanding early and late developing psychological competencies // Chandler M., Chapman M. (eds.). Criteria for competence. Hillsdale, N.J., 1991. P. 111-129.
Moshman D. Development of formal hypothesis-testing ability // Developmental Psychology. 1979. 15. P. 104-112.
Murray F. Learning and development through social interaction and conflict: A challenge to social learning theory // Liben L. (ed.). Piaget and the foundations of knowledge. Hillsdale, N.J., 1983. P. 231-247.
Murray F. The conversion of truth into necessity // Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990. P. 183— 203.
Neimark E. Current status of formal operations thought research // Human Development. 1979. 22. P. 60-67.
Osherson D. Logical abilities in children. Reasoning in adolescence: Deductive inference. Hillsdale, N.J., 1975. Vol. 3.
Osterrieth P., Piaget J., Saussure R., Tanner J., Wallon H., Zazzo R., Inhelder B., Rey A. Le problème des stades en psychologie de l’enfant (The problem of stages in child psychology). Paris, 1956.
Overton W. Competence and procedures: Constraints on the development of logical reasoning//Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990(a). P. 1-32.
Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990(b).
Overton W., Byrnes J., O'Brien D. Developmental and individual differences in conditional reasoning: The role of contradiction training and cognitive style // Developmental Psychology. 1985. 21. P. 692-701.
Overton W., Ward S., Noveck L, Black J., O'Brien D. Form and content in the development of deductive reasoning // Developmental Psychology. 1987. 23. P. 22-30.
Papert S. The growth of logical thinking: A Piagetian viewpoint. Unpublished manuscript, 1961.
Parrat-Dayan S. Le texte et ses voix: Piaget lu par ses pairs dans le millieu psycho-logique des années 1920—1930 [The text and its voices: Piaget read by his peers in psychology from 1920 to 1930] // Archives de Psychologie. 1993. 61. P. 127-152.
Parsons C. Inhelder and Piaget's «The growth of logical thinking»: A logician's point of view // British Journal of Psychology. 1960. 51. P. 75-84.
Piaget J. Recherche [Research]. Lausanne, Switzerland, 1918.
Piaget J. Le langage et la pensée chez l'enfant [The language and thought of the child]. Neuchâtel, Switzerland, 1923.
Piaget J. Le jugement et le raisonnement chez l'enfant [Judgment and reasoning in the child]. Neuchâtel, Switzerland, 1924.
Piaget J. La représentation du monde chez l'enfant [The child's conception of the world]. Paris, 1926.
Piaget J. Le jugement moral chez l'enfant [The moral judgment of the child]. Paris, 1932.
Piaget J. La naissance de Intelligence chez l'enfant [The origins of intelligence in children]. Neuchatel, 1936.
Piaget J. La construction du réel chez l'enfant [The construction of reality in the child]. Neuchâtel, Switzerland, 1937.
Piaget J. Le mécanisme du développement mental et les lois du groupement des opérations (The mechanism of mental development and the laws of grouping of operations) // Archives de Psychologie. 1941. 28. P. 215-285.
Piaget J. Le développement de la notion de temps chez l'enfant [The child's conception of time]. Paris, 1946.
Piaget J. Essai sur les transformations des opérations logiques [On the transformations of the logical operations]. Paris, 1952.
Piaget J. Logic and psychology. Manchester, 1953.
Piaget J. Le langage et les opérations intellectuelles [Language and intellectual operations]. Problemes de psycho-linguislique. Symposium de l'Association de Psychologie Scientifique de Langue Francaise. Paris, 1954.
Piaget J. The general problems of the psychobiological development of the child // Tanner J., Inhelder B. (eds.). Discussions on child development. London, 1960. Vol. 4. P. 3-27.
Piaget J. Six études de psychologie [Six psychological studies]. Paris, 1964.
Piaget J. Études sociologiques [Sociological studies]. Genèva, 1965.
Piaget J. Biologie et connaissance [Biology and knowledge]. Saint Amand, France, 1967(a).
Piaget J. La psychologie de Intelligence [The psychology of intelligence]. Paris, 1967(b). (Original work published 1947.)
Piaget J. L'explication en psychologie et le parallélisme psychophysiologique [Explanation in psychology and the psychophysiological parallelism] // Fraisse P., Piaget J. (eds.). Traité de psychologie expérimentale. Paris, 1967(c). Vol. 1. P. 123-162.
Piaget J. Logique et connaissance scientifique [Logic and scientific knowledge]. Dijon, France, 1967(d).
Piaget J. Logique formelle et psychologie génétique [Formal logic and genetic psychology] // Actes du colloque international sur les modèles et la formalisation du comportement [Proceedings of the international congress on formal models of behavior]. Paris, 1967(e). P. 269-283.
Piaget J. Epistémologie et psychologie de la fonction [Epistemology and the psychology of functions]. Paris, 1968(a).
Piaget J. Epistémologie et psychologie de l'identité [Epistemology and the psychology of identities]. Paris, 1968(b).
Piaget J. The theory of stages in cognitive development // Green D. (ed.). Measurement and Piaget. N.Y., 1971. P. 1-11.
Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Development. 1972a. 15. P. 1-12.
Piaget J. Où va 1'éducation [The future of education]. Paris, 1972(b).
Piaget J. Problémes de psychologie génétique [Problems of genetic psychology]. Paris, 1972(c).
Piaget J. Introduction à l’épistemologie génétique: La pensée biologique, la pensée psychologique, et la pensée sociologique [Introduction to genetic epistemology: Biological thinking, psychological thinking, and sociological thinking]. Paris, 1973(a). (Original work published 1950.)
Piaget J. Introduction á l'épistemologie génétique: La pensée mathematique [Introduction to genetic epistemology: Mathematical thinking]. Paris, 1973(b). (Original work published 1950.)
Piaget J. Main trends in psychology. London, 1973(c).
Piaget J. Recherches sur la contradiction [Experiments on contradiction] (2 vols.) Paris, 1974(a).
Piaget J. La prise de conscience [The grasp of consciousness]. Paris, 1974(b).
Piaget J. Réussir et comprendre [Success and understanding]. Paris, 1974(c).
Piaget J. L'équilibration des structures cognitives [The equilibration of cognitive structures]. Paris, 1975.
Piaget J. Autobiographie [Autobiography] // Revue Europeénne des Sciences Sociales. 1976(a). 14. P. 1-43.
Piaget J. La formation du symbole chez l'enfant [Play, dreams, and imitation]. Neuchâtel, Switzerland, 1976(b). (Original work published 1946.)
Piaget J. Postface // Archives de Psychologie. 1976(c). 44. P. 223-228.
Piaget J. Recherches sur l'abstraction réfléchissante [Experiments on reflective abstraction] (2 vols.). Paris, 1977.
Piaget J. Recherches sur la généralisation [Experiments on generalization]. Paris, 1978.
Piaget J. Les formes élémentaires de la dialectique [The elementary forms of dialectics]. Saint Amand, France, 1980(a).
Piaget J. Recent studies in genetic epistemology // Cahiers de la Fondation Archives Jean Piaget. 1980(b). № 1. P. 3-7.
Piaget J. Recherches sur les correspondances [Experiments on correspondances]. Paris, 1980(c).
Piaget J. Le possible et le nécessaire: L’évolution des possibles chez l’enfant [Possibility and necessity: The role of possibility in cognitive development]. Paris, 1981.
Piaget J. Le possible et le nécessaire: L’évolution du nécessaire chez l’enfant [Possibility and necessity: The role of necessity in cognitive development]. Paris, 1983(a).
Piaget J. Piaget's theory // Mussen P. (ed.). Handbook of child psychology. N.Y., 1983(b). Vol. 1. P. 103-128.
Piaget J. Essay on necessity// Human Development. 1986. 29. P. 301-314.
Piaget J., Garcia R. Understanding causality. N.Y., 1974.
Piaget J., Garcia R. Psychogenèse et histoire des sciences [Psychogenesis and the history of science], Paris, 1983.
Piaget J., Garcia R. Vers une logique des significations [Toward a logic of meanings]. Genèva, 1987.
Piaget J., Henriques G., Ascher E. Morphismes et catégories [Morphisms and categories]. Neuchâtel, Switzerland, 1990.
Piaget J., Inhelder B. La représentation de I'espace chez l'enfant [The child's conception of space]. Paris, 1948.
Piaget J., Inhelder B. La genèse des structures logiques élémentaires [The early growth of logic in children]. Neuchâtel, Switzerland, 1959.
Piaget J., Inhelder B. L'image mentale chez l'enfant [Mental imagery in the child]. Paris, 1966.
Piaget J., Inhelder B. Le développement des quantités physiques chez l'enfant [The child's construction of quantities]. Neuchâtel, Switzerland, 1968(a). (Original work published 1961.)
Piaget J., Inhelder B. Mémoire et intelligence [Memory and intelligence]. Paris, 1968(b).
Piaget J., Inhelder B. La psychologie de l'enfant [The psychology of the child]. Paris, 1973. (Original work published 1966.)
Piaget J., Szeminska A. La genèse du nombre chez l'enfant [The child's conception of number]. Neuchâtel, Switzerland, 1980. (Original work published 1941.)
Pieraut-Le Bonniec G. Logic of meaning and meaningful implication // Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990. P. 67-85.
Rawls J. A theory of justice. Cambridge, MA, 1971.
Ricco R. Necessity and the logic of entailment//Overton W. (ed.). Reasoning, necessity, and logic: Developmental perspectives. Hillsdale, N.J., 1990. P. 45—65.
Ricco R. Revising the logic of operations as a relevance logic: From hypothesis testing to explanation // Human Development. 1993. 36. P. 125-146.
Rieben L, Ribaupierre A., Lautrey J. Le développement opératoire de l'enfant entre 6 et 12ans [The operational development of the child from 6 to 12 years of age]. Paris, 1983.
Riegel K. Toward a dialectical theory of human development // Human Development. 1975. 18. P. 50-64.
Rose S., Blank M. The potency of context in children's cognition: An illustration through conservation // Child Development. 1974. 45. P. 499-502.
Siegal M. Knowing children. Hillsdale, N.J., 1991.
Siegel L The relationship of language and thought in the pre-operational child: A reconsideration of nonverbal alternatives to Piagetian tasks // Siegel L., Brainerd C. (eds.). Alternatives to Piaget. N.Y., 1978. P. 43-67.
Siegel L, Brainerd C. (eds.). Alternatives to Piaget. N.Y., 1978(a).
Siegel L., Brainerd C. Preface // Siegel L., Brainerd C. (eds.). Alternatives to Piaget. N.Y., 1978(b).
Siegel L., Hodkin B. The garden path to the understanding of cognitive development: Has Piaget led us into the poison ivy? // Modgil S., Modgil C. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982. P. 57—82.
Siegel L, McCabe A., Brand J., Matthews J. Evidence for the understanding of class inclusion in pre-school children: Linguistic factors and training effects // Child
Development. 1978. 49. P. 688-693.
Siegler R. The origins of scientific reasoning // Siegler R. (ed.). Children's thinking: What develops? Hillsdale, N.J., 1978. P. 109-149.
Sigel I. Social experience in the development of representational thought: Distancing theory //Sigel I., BrodzinskyM., Golinkoff R. (eds.). New directions in Piagetian theory and practice. Hillsdale, N.J., 1981. P. 202-228.
Sinclair H. Developmental psycholinguistics // Elkind D., Flavell J. (eds.). Studies in cognitive development: Essays in honor of Jean Piaget. Oxford, England, 1969.
Sinnott J. Postformal reasoning: The relativistic stage // Commons M., Richards F, Armon C. (eds.). Beyond formal operations. N.Y., 1984. P. 298-325.
Smith L. Age, ability, and intellectual development in Piagetian theory // Chandler M., Chapman M. (eds.). Criteria for competence. Hillsdale, N.J., 1991. P. 69-91.
Smith L. Necessary knowledge: Piagetian perspectives on constructivism. Hillsdale, N.J.; 1993.
Sophian C. Early developments in children's understanding of number: Inferences about numerosity and one-to-one correspondence // Child Development. 1988. 59. P. 1397-1414.
Sternberg R. (ed.). Wisdom: Its nature, origins and development. Cambridge, England, 1990.
Sternberg R., Berg C. (eds.). Intellectual development. Cambridge. England, 1992.
Stiles-Davis J. Developmental change in young children's spatial grouping activity // Developmental Psychology. 1988. 24. P. 522-531.
Strauss S. Commentary // Human Development. 1989. 32. P. 379-382.
Suarez A. Connaissance et action [Knowledge and action] // Revue Suisse de Psychologie 1980. 39. P. 177-199.
Sugarman S. The priority of description in developmental psychology // International Journal of Behavioral Development. 1987. 10. P. 391-414.
Tomlinson-Keasey C. Structures, functions and stages: A trio of unresolved issues in formal operations // Modgil S., Modgil C. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982. P. 131-153.
Tomlinson-Keasey C., Eisert D., Kahle L, Hardy-Brown K., Keasey B. The structure of concrete operational thought // Child Development. 1979. 50. P. 1153-1163.
Trabasso T. The role of memory as a system in making transitive inferences// Kail R., Hagen J. (eds.). Perspectives on the development of memory and cognition. Hillsdale. N.J., 1977. P. 333-366.
Vonèche J., Bovet M. Training research and cognitive development: What do Piagetians want to accomplish? //Modgil S., Modgil C. (eds.). Jean Piaget: Consensus and controversy. London, 1982. P. 83-94.
Vygotsky L. Thought and language. Cambridge, MA, 1981. (Original work published 1934.)
Wallace I., Klahr D., Bluff K. A self-modifying production model of cognitive development // Klahr D., Langley P., Neches R. (eds.). Production system models of learning and development. Cambridge, MA, 1987. P. 359—435.
Wallon H. L'étude psychologique et sociologique de l’enfant [The psychological and sociological study of the child] // Cahiers Internationaux de Sociologie. 1947. 3. P. 3-23.
Ward S., Byrnes J., Overton W. Organization of knowledge and conditional reasoning // Journal of Educational Psychology. 1990. 82. P. 832-837.
Ward S., Overton W. Semantic familiarity, relevance, and the development of deductive reasoning// Developmental Psychology. 1990. 26. P. 488-493.
Wason P. Reasoning about a rule // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1968. 20. P. 273-281.
Wason P. Self contradictions // Johnson-Laird P., Wason P. (eds.). Thinking: Readings in cognitive science. Cambridge, England, 1977.
Wertsch J., KannerB. A sociocultural approach to intellectual development // Sternberg R., Berg C. (eds.). Intellectual development. Cambridge, England, 1992. P. 328-349.
Wertsch J., Tulviste P. L. S. Vygotsky and developmental psychology// Developmental Psychology. 1992. 28. P. 548-557.
Winegar L, Valsiner J. (eds.). Children's development within the social context (2 vols.). Hillsdale, N.J., 1992.
Winer G., Hemphill J., Craig R. The effect of misleading questions in promoting non-conservation responses in children and adults // Developmental Psychology. 1988. 24. P. 197-202.
Zazzo R. Conduites et conscience: I. Psychologie de l’enfant et méthode génétique [Behavior and consciousness: I. The psychology of the child and the genetic method]. Neuchâtel, Switzerland, 1962.
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности