logo
S_1_10_fixed

Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.

Первоначальные реакции. Оба ребенка входят в приемную комнату, одетые в пальто и чепчики. Их лица явно выражают некоторую боязнь. Когда детям предлагают снять пальто и чепчики, 2-л. начинает кричать и цепляться за юбку матери. Этот испуг прекращается через несколько минут, как только ей показывают пару игрушек. Оба ребенка сами снимают верхнее платье.

2-л. болтает; 3-л. в течение первого периода ориентировки молчит. Оба ребенка уверенно входят в экспериментальную комнату; они обнаруживают определенный интерес к новой обстановке, однако их лица еще сохраняют следы испуга.

Когда испытуемым дают ложку, блюдце и чашку, 2-л. сразу превращает их в материал для игры, поднимая каждый предмет по очереди и приводя в соприкосновение ложку с блюдцем и чашкой. Ее игра носит комбинирующий характер. 3-л. более заинтересована наблюдением за 2-л.; кроме того она в точности подражает всем движениям испытующего. Хотя ничто не препятствует ей обратиться к предметам, однако она совершенно не реагирует на них игрой. Когда ее спрашивают: „Что делают с чашкой?", она указывает на блюдце, а затем очень сознательными осмысленными движениями кладет сначала чашку, а потом ложку на блюдце. 2-л. следит за 3-л., копирует ее действия, а затем просит пить.

Тест выполнения задания с выбором. 3-л. безошибочно кладет кубик по очереди в ящик, в чашку и на блюдце; то же самое делает и 2-л., но 3-л. выполняет эти действия с более серьезным видом.

Когда перед каждым из испытуемых кладут девять блоков, оба начинают самопроизвольно и без модели строить башню, 2-л. строит башню из четырех блоков, 3-л. — из девяти. После башни 3-л. делает горизонтальный ряд из девяти блоков. 3-л. делает удачную попытку воспроизвести по модели мост, но старается положить на него сверху два блока — вещь невозможная по физическим условиям. 2-л. не воспроизводит ни моста, ни поезда, а продолжает строить исключительно башни.

3-л. быстро приноравливается к экспериментальному ящику и кладет квадратный блок в прямоугольное отверстие; 2-л. делает имитирующее усилие, кладя квадрат во все три отверстия, но не поворачивает его надлежащим образом по краю. Когда ей показывают, она держит блок правильно, но продолжает пытаться всунуть его в отверстие диагонально. После того как ей показывают во второй раз, она все еще пытается всунуть его в каждое из двух маленьких отверстий, но в конце концов ей удается положить его в прямоугольное отверстие. При третьем опыте она приноравливает блок сразу.

Чтобы выполнить это действие, 2-л. потребовалось около трех минут, трехлетке — пять секунд.

На задание сложить лист бумаги вдвое 2-л. реагирует надлежащим образом, но делает несколько складок и начинает сразу комкать бумагу. 3-л. обнаруживает такую же тенденцию, но с большей задержкой после первой складки. Ни одной из испытуемых не удается сложить бумагу вчетверо.

Черчение. Когда испытуемых просят начертить круг, 2-л. тотчас реагирует на это каракулями, но без всякой попытки воспроизвести круг. 3-л. быстро вычерчивает некоторое подобие круга.

Оба ребенка очень заинтересованы этими опытами и делают быстрое имитирующее усилие воспроизвести вертикальную линию. Обоим удается это. Когда им предлагают воспроизвести горизонтальную линию, 2-л. продолжает чертить вертикальную, делая при этом безрезультатное боковое движение, дающее случайную кривую линию. 3-л. безошибочно имитирует горизонтальную линию и делает надлежащее усилие, чтобы воспроизвести крест, а именно, проводит две линии; вторая линия несколько отличается от первой, и репродукция креста получается несовершенной. 2-л. в состоянии подражательно провести грубый кругоподобный знак, который отличается как от ее каракулей, так и от ее линии.

Доска с гнездами. 3-л. без всякой помощи кладет блоки в гнезда. 2-л. делает подобным же образом, но не так быстро. Когда ей это удается, она сразу безошибочно кладет блок на место. Когда между испытуемыми устраивают соревнование в том, кто раньше вложит блоки в гнезда, 3-л. скорее усваивает задание, работает быстро и вкладывает блоки раньше, чем 2-л. Ясно, что 3-л. умеет выполнять действия значительно быстрее.

Ни одна из испытуемых не может приспособиться к доске с гнездами, когда ее в первый раз перевертывают.

Когда в три часа устраивается перерыв и детей предоставляют самим себе, 3-л. отправляется в соседнюю комнату и садится за игральный столик. 2-л. путешествует по комнате, но затем подходит ближе к матери. 3-л. через несколько минут идет обратно с Мишкой. Оба ребенка смотрят друг на друга, но не подходят друг к другу. Они, по-видимому, удовлетворены каждый своей игрой. 2-л. играет комбинирующим образом за одним из маленьких столиков блоками и бумагой. Она обнаруживает большую готовность сидеть на коленях; 3-л. стремится слезть с колен и играет сама за столом.

Составление картинки. 3-л. обозначает предметы на цельном рисунке, но не может правильно присоединить друг к другу две отдельные половинки его, пока ей не показывают за маленьким столом того же самого рисунка, раскрашенного; тогда она правильно соединяет две половинки. 2-л. не в состоянии выполнить этот тест.

Самостоятельная игра за маленьким экспериментальным столиком, уставленным предметами для игры (теми же, что и в опыте с 18-м. и .2-л.). 2-л. берет по очереди мяч, куклу, трещотку и колокольчик и показывает их испытующему. Она играет с куклой, затем звонит в колокольчик, держит в руках карандаш, несколько секунд держит мяч, затем в течение нескольких секунд катает его. Выронив карандаш и трещотку, она затем поднимает их и кладет обратно на стол. После этого она произносит маленький монолог, перечисляя части одежды: она называет шляпу, ботинки и другие части куклы и приносит последнюю испытующему, чтобы он на нее посмотрел. Затем она берет кольцо и кладет его сначала на куклу, а потом на мяч, после чего берет колокольчик и звонит.

Все это очень характерно для типа ее внимания. Ее реакции значительно выше 18-месячного уровня и выражают более высокое развитие комбинирующей активности.

Она ставит куклу на стул в прямом положении, и затем начинает переносить другие предметы на стул; после этого она берет их со стула и приносит испытующему. Положив ему в руки семь предметов, она затем берет их у него и кладет обратно на стол.

Это объясняется отчасти тем, что она хочет начать играть с испытующим в мяч. Она кидает мяч хорошо координированным движением и делает телодвижение с целью поймать его, но последнее ей не удается, так как она вертит руками, не умея их во время удержать.

После игры она просит, чтобы к ней привели мать. Она с удовольствием играет в комнате в продолжение почти 50 минут и легко могла бы продолжать играть дольше.

3-л. весело садится сама за экспериментальный столик и берет по очереди трещотку, кольцо, карандаш и мяч. Она чертит карандашом круг, звонит в колокольчик и делает по поводу куклы следующее замечание: “Мой папа нашел одну из этих кукол на холме”.

Первая ее реакция на игровой материал заключается в том, что она весьма основательно исследует отдельные предметы, не приводя их в соприкосновение друг с другом. Она возвращается к карандашу и в течение нескольких минут выводит каракули. Она заставляет куклу пищать. Обнаруживает желание вернуться в другую комнату. При этом она значительно более зрело по сравнению с 2-л. реагирует на дверную ручку. 2-л. только пыталась повернуть ручку и открыла дверь толчком; 3-л. же легко сумела и повернуть ручку, и открыть дверь.

Когда 3-л. дают 30-граммовую бутылочку и ящик с шариками девочка находит удовольствие в том, что наполняет бутылочку шариками, один за другим, разделяя при этом прилипшие друг к другу шарики. Когда ее просят вернуть шарики, она переворачивает бутылочку кверху дном. Ее внимание при этом сосредоточено, и когда шарики не выпадают из бутылочки, она с силой трясет ее правильными движениями.

Когда 3-л. видит, что влажные шарики прилипли к поверхности бутылочки, она берет маленькую деревянную палочку и делает ею надлежащее движение, чтобы дать шарикам выйти наружу.

2-л. проявляет вначале такой же интерес к наполнению бутылочки шариками и даже пытается положить их туда до того, как ее об этом просят. Ее внимание, однако, гораздо скорее отвлекается другими предметами, лежащими на столе. Когда она роняет шарик, что бывает у нее чаще, чем у 3-л., она, прежде чем положить в бутылочку следующий, находит упавший. Ее движения координированы правильно, но, чтобы вложить шарик, она употребляет значительно больше времени, чем 3-л. Благодаря этой медленности ее движения кажутся более осторожными, тогда как в действительности они свидетельствуют о меньшей ловкости. 2-л. вообще более неуклюжа при извлечении шариков, чем 3 л., и кроме того больше просыпает их. Когда ее просят вынуть два шарика, которые прилипли к поверхности бутылочки, она пытается сунуть туда свой палец и с силой трясет бутылочку; потом всовывает в бутылочку деревянную палочку, которую ей дают, но пользуется ею гораздо менее осмысленно, чем 3-л. Но по сравнению с 18-м. уровнем ее реакция на бутылочку и шарики значительно выше. Позднее она начинает играть шариками, кладя их вместо бутылочки в ящик; она пускает при этом в ход всю руку, а когда кладет их в бутылочку—указательный и большой пальцы.

Реакция испытуемых друг на друга. Когда обоих детей приводят к маленькому экспериментальному столику и усаживают друг против друга, между ними не возникает никакого разговора или спора; 3-л. сразу схватывает два шарика и проглатывает их, после чего ее интерес вскоре ослабевает. Оба скоро оставляют стол, но затем по собственному желанию возвращаются к нему, и 3-л. начинает игру, заключающуюся в том, что она кормит 2-л. В этой последней маленькой сцене характерно отражается различие между обоими возрастами. Не только психологу становится очевидной, благодаря испытанию, бóльшая зрелость социальной установки у 3-л. по сравнению с 2-л., но сам 3-л. сознает себя старшим по отношению к 2-л.

Подобным же образом 2-л. в предыдущем сопоставлении обращалась с 18-м. как с младшим и принимала соответствующую покровительственную позу.