logo
S_1_10_fixed

Литература для подготовки:

  1. Краткая биография Хайнца Вернера. Возможная связь профессиональных интересов и научной ориентации Вернера с его индивидуальными склонностями и опытом детства. [1]

  2. Гештальтпсихология как идейный контекст формирования научных взглядов Вернера. Лейпцигская школа гештальтпсихологии (Ф. Зандер, Г. Фолькельт и др.). Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (К. Коффка). [(1), (2: Гл. 4)]

  3. Общая характеристика генетической теории Х. Вернера. Принцип ортогенеза как универсальный принцип развития всех форм и процессов жизни. Пять аспектов прогрессивного хода психического развития: 1) синкретичность–дискретность, 2) диффузность–расчлененность, 3) неопределенность–определенность, 4) ригидность–подвижность, 5) лабильность–стабильность. Дифференциация субъекта и объекта. Три исходные уровня развития (дифференциации): 1) сенсо-моторно-аффективный, 2)перцептивный, концептуальный. Развитие как единство количественных и качественных изменений. Понятие микрогенеза. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям. Феноменология восприятия, организмический подход и сравнительно-генетический принцип - основные методологические принципы в исследованиях Х. Вернера. [(1), (2: Гл. 6)]

  4. Некоторые области исследований Х. Вернера и приложения его теории. Физиогномическое восприятие. Развитие символической функции. Микрогенез восприятия. Развитие умственных способностей и личности. Школьное и профессиональное обучение. Коррекционная педагогика. [(1), (2: Гл. 6)]

  5. Оценка теоретического наследия Х. Вернера. Недооценка эвристического потенциала теории Вернера вследствие нечеткой формулировки ряда ее ключевых положений. [1]

Занятие рассчитано на 2 академических часа. Форма проведения занятия: свободное обсуждение вопросов, поставленных преподавателем.