logo
S_1_10_fixed

Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*

Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986, С. 258 – 259.

* Тезисы доклада, прочитанного А. В. Запорожцем на IV Всесоюзном съезде Общества психологов (Тбилиси, 1971, июнь). Опубликованы в кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971.

Исследования, посвященные развитию эмоций и имеющие столь важное значение для понимания общего хода формирования личности ребенка, дали пока ограниченные результаты вследствие того, что в значительной мере сводились либо к узкофизиологическому изучению выразительных симптомов так называемых низших аффектов, либо к феноменологии так называемых высших чувств. В обоих случаях генезис эмоций неправомерно изолировался, обособлялся от общего процесса осмысленной деятельности ребенка, где они выполняют своеобразную регулирующую функцию и в которой они формируются и развиваются.

В противоположность господствующей в генетической и клинической психологии тенденции подчеркивать негативную, дезорганизующую роль аффектов, которые якобы инволюционируют в онтогенезе, подавляемые властью мышления, необходимо прежде всего выяснить их своеобразную жизненную роль в управлении поведением, роль, сочетающуюся и согласующуюся с регулирующими функциями интеллекта.

Есть основания полагать, что, в отличие от интеллектуального управления, регулирующего поведение в соответствии с объективным значением условий решаемой задачи, управление эмоциональное обеспечивает коррекцию действий адекватно смыслу происходящего для субъекта, для удовлетворения имеющихся у него потребностей. Лишь согласованное функционирование этих двух систем, лишь, как выражался Л. С. Выготский, «единство аффекта и интеллекта» (1982, т. 2), может обеспечить полноценное осуществление любых форм деятельности, что предполагает развитие на протяжении детства каждой из них в отдельности, а также установление новых межсистемных связей между ними.

Генетические исследования, проведенные нами совместно с Я. З. Неверович, М. И. Лисиной и др. (в кн.: Развитие общения у дошкольников, 1974), дали возможность установить существенные сдвиги в эмоциональной сфере при переходе от раннего к дошкольному детству в связи в развитием взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, а также с изменениями общего характера его деятельности. Во-первых, постепенно изменяется содержание аффектов, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия действиям и состояниям другого лица, без чего сколько-нибудь сложные формы общения и совместной деятельности были бы невозможны. Во-вторых, по мере усложнения деятельности и отделения ее начальных моментов от конечного результата меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Появляются опережающие эмоциональные переживания, предвосхищающие последствия выполняемых действий. В-третьих, возникновение такого эмоционального предвосхищения предполагает обязательное изменение самой структуры эмоциональных процессов, в состав которых постепенно включаются помимо вегетативных и моторных реакций различные познавательные процессы (сложные формы восприятия, образного мышления, воображения), что приводит, например, к возникновению синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, моделирующих смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на относительно ранних стадиях его развития. Исследования формирования этих аффективных образов направлены на изучение условий и закономерностей развития сложных эмоциональных процессов у ребенка, а вместе с тем на разработку необходимых психологических основ для решения педагогических проблем воспитания чувств.