logo
S_1_10_fixed

Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.

Первоначальные реакции. Детей вводят одновременно в приемную комнату. 18-м. не обнаруживает заметной робости и начинает шагать по комнате. Двухлетка цепляется за мать и возвращается к ней два или три раза, но скоро приобретает уверенность, и оба ребенка подходят к маленькому столику, на котором лежат собранные в кучу блоки, игрушки и Мишка. 18-м. начинает лепетать (непонятно) и ходить с блоками по комнате. 2-л. пристально смотрит на 18-м. и говорит: «Смотри, Мишка». Общая реакция и выражение лица у 2-л. более зрелы и сдержанны. Она замечает рисунки на блоках и называет один из них цыпленком.

Дети в сопровождении матерей идут в экспериментальную комнату. Они занимают места за большим столом, сидя на коленях у матерей.

Реакции на чашку и кубики. Когда перед детьми ставят чашку и кубики, они начинают непринужденно играть, наполняя чашку кубиками. При этом в способе, каким они держат блоки, между ними обнаруживается существенное качественное различие в пользу 2-л., которая держит блоки более ловко и умело. При наполнении чашки она употребляет обе руки.

Игра 18-м. менее разнообразна, чем игра 2-л. Он дольше останавливается на одних и тех же действиях.

2-л. самопроизвольно играет блоками, кладя их один на другой. 18-м. немного спустя делает то же самое, но в гораздо более напряженной и нерешительной форме.

2-л. в большинстве случаев манипулирует блоками более преднамеренно и энергично. 18-м. тихо лепечет сам с собой. 2-л. произносит фразы, которыми приглашает мать обратить внимание на блоки. Время от времени 2-л. смотрит на 18-м.; последний иногда также бросает взгляд на 2-л.

Оба ребенка по требованию испытующего дают ему блоки. Когда перед детьми снова кладут кучу из десяти блоков, 18-м. отталкивает их; 2-л. также отталкивает их на короткое время.

18-м. строит имитирующе из трех кубиков башню. 2-л. делает то же самое из пяти кубиков и весело смеется, когда ее башня падает.

Когда детей просят, чтобы они построили из блоков поезд (имитирующе), 18-м. не делает этого, а продолжает строить башню; 2-л. делает частичное подобие поезда и произносит «чу-чу-чу», подражая звуку, издаваемому паровозом.

Когда детей просят, чтобы, они построили мост, оба отвечают на это постройкой башни. Однако в то время как 18-м. строит по модели, 2-л. строит сама из своих блоков. Когда детям предлагают несколько кубиков, 18-м. берет пять кубиков, прижимая их к груди. 2-л. принимает также пять кубиков, но манипулирует ими более искусно, держа три кубика в одной руке.

В тесте на выполнение задания с выбором предметов 2-л. последовательно различает тарелку, чашку и ящик. 18-м. кладет предпочтительно кубик в чашку, но не узнает ящика. При опыте с экспериментальным ящиком 2-л. сразу кладет пару кубиков в прямоугольное отверстие. 18-м. делает попытку, но не достигает цели даже после того, как ему показывают.

При опыте с доской с гнездами 2-л. кладет все три блока в отверстия; при этом она поворачивает треугольник, приноравливая его к отверстию. 18-м. берет два блока, по одному в каждую руку, и с посторонней помощью кладет круглый блок в соответствующее отверстие. Он пытается вложить квадратный блок, но безуспешно. 2-л. вкладывает круглый блок сразу.

Когда испытуемым дают карандаш и бумагу, оба непринужденно выводят каракули, причем оба предпочитают косую линию.

2-л. проводит, подражая, вертикальную черту, но она не в состоянии отличить вертикальную линию от горизонтальной. Она делает грубую имитацию циркулярного движения.

18-м. даже после того, как ему несколько раз демонстрируют, не проводит и не пытается провести вертикальной линии.

Когда испытуемым предлагают сложить лист бумаги вдвое, показывая им это, 2-л. делает правильное движение, но края не сходятся у нее друг с другом ровно и складка выходит грубая. 18-м. держит в руках бумагу, но безрезультатно.

Когда испытуемым дают пустую 30-граммовую бутылочку и шарик, 18-м. тотчас кладет шарик в бутылочку. Когда его просят достать обратно шарик, он делает усилие, но неправильное: он пытается вынуть шарик из бутылочки пальцами. 2-л. сразу кладет шарик в бутылочку и, когда ее просят вернуть шарик испытующему, перевертывает бутылочку кверху дном и отдает шарик.

Самостоятельная игра за маленьким экспериментальным столиком, на котором лежат колокольчик, кольцо, ложка, кукла, мяч, трещотка, блоки, шарики, бутылочка. Когда 18-м. подходит к столику, он сразу схватывает колокольчик, держит его в одной руке, а другой рукой начинает забирать предметы со стола. Он несколько нерешительно играет ложкой и кольцом и затем роняет ложку на пол. Пытается дотянуться до трещотки и, не будучи в состоянии сделать это, начинает раздражаться. Он мог бы легко разрешить эту задачу, подойдя к столу с другой стороны, но этого способа ребенок не применяет.

18-м. начинает отходить от стола. Когда он замечает, что дверь заперта, он возвращается к столу и берет ряд предметов: кладет кольцо на пол; пользуется колокольчиком, чтобы пододвинуть блоки и трещотку. Делает усилие всунуть колокольчик в бутылочку, хотя горлышко последней шириной всего в 1,5 см.

Приблизительно через полторы минуты ребенок снова покидает столик и звонит в колокольчик, размахивая им вверх и вниз. Время от времени он подходит к столу и отходит от него. Снова делает усилие всунуть колокольчик в бутылочку, а затем берет куклу и протягивает ее испытующему. Потом он идет к стоящей поблизости полке и запихивает колокольчик под связку бумаг.

Большая часть активности ребенка может быть определена как рассеянная, отрывочная и кратковременная исследовательская деятельность, которая не отличается тщательностью обработки и заключает в себе лишь элементарное комбинирование. Ребенок не обнаруживает никакого беспокойства, когда его оставляют одного в экспериментальной комнате. Он не садится по собственному желанию на стул, но когда его сажают, он начинает брать со стола вещи и бросать их на пол. Приблизительно с минуту играет трещоткой.

Ребенок берет все три шарика со стола и кладет их на пол или на стул. Он пытается отломать от трещотки ручку и заинтересовывается, обнаруживая, что сферическая часть трещотки вертится вокруг своей оси.

Заметный, но в то же время кратковременный интерес ребенка к этому открытию характерен для типа и уровня его внимания. Он делает очень мало усилий, чтобы привести во взаимодействие две вещи, и удовлетворяется исследованием того предмета, который находится в данный момент в его руке, каков бы он ни был. Однако он пытается положить кубик в бутылочку. Это является отчасти перенесением на кубик опыта с шариком и бутылкой. Когда ребенку дают шарик, он тотчас кладет его в бутылочку. Схватывая случайно левой рукой кубик, он начинает ударять им вверх и вниз и толкать его назад и вперед. Просидев на стуле приблизительно четыре минуты, он затем самопроизвольно слезает с него и переходит через порог в соседнюю комнату.

Когда 2-л. подходит к экспериментальному столу, она одной рукой берет куклу, а затем быстро схватывает второй рукой шарик и подносит его ко рту; то же делает она со вторым и третьим шариком. Все три шарика она с поразительной скоростью кладет в рот. После этого она возвращается к двери и просится к матери, но тотчас поворачивает обратно к столу. Она кладет мяч на стол и берет колокольчик, затем усаживается на стул и начинает играть с предметами, находящимися на столе.

Она не забывает о матери и хочет показать ей вещи и игрушки. Играя колокольчиком, она говорит: «Показать его маме». Предметами ее предпочтения являются, очевидно, мяч и колокольчик; тот и другой она хочет показать своей матери, причем не желает, чтобы кто-либо другой брал их и показывал. Когда около нее находится наблюдатель, а также когда она вспоминает о матери, находящейся в соседней комнате, вся ее реакция на данную ситуацию меняется. Реакция на каждый предмет сопровождается фразой: «Покажу его маме». Испытуемая просит открыть дверь, чтобы она могла пойти к матери. Когда она показала вещи матери, ее беспокойство прекратилось. Эта потребность в сочувствии другого развита у 2-л. в гораздо большей степени, чем у 18-м. Последний хорошо себя чувствовал находясь в течение некоторого времени один в комнате.

Когда матери разрешают войти в комнату, реакция 2-л. остается в общем та же самая: она берет вещи со стола и приносит их матери, чтобы та смотрела на них. Когда 2-л. сажают на стул недалеко от матери, она начинает играть комбинирующим образом с ящиком и блоками, кладя их друг на друга.

Тот факт, что, когда 2-л. сидела у стола, она осведомлялась также о своем 18-м. компаньоне, показывает, что ее предыдущие реакции были определены не одним только представлением матери. Очевидно, она находит такое же удовольствие в показывании предметов другим лицам и в назывании их этими лицами, как и в самой игре с этими предметами. Она уже понесла было испытующему карандаш, но вместо этого начала непринужденно чертить каракули. Но и это не удерживает внимания ребенка на сколько-нибудь продолжительное время. Время от времени она поднимает бумагу, чтобы рассмотреть ее, и говорит: „Это я сделала". После того, как она исчертила обе стороны бумаги, она начинает играть блоками, но в то же время болтает что-то о своем компаньоне, находящемся в соседней комнате.

Поймав на себе взгляд испытующего, она собирает блоки и несет их ему. Ни на одну минуту ее внимание не поглощено всецело предметами игры; даже куклу она приносит испытующему.

В течение короткого времени 2-л. играет веревкой, привязанной к висящему кольцу, делает по этому поводу пояснительные замечания и обращает внимание матери и испытующего на кольцо. Затем она возвращается к бумаге и карандашу, берет то и другое и просится к матери на колени; сидя на коленях, она начинает чертить каракули на ручке стула.

Когда электрический свет в ритмической последовательности зажигается и тушится, внимание обоих детей приковывается к этому явлению. 2-л. громко смеется от удовольствия; 18-м. следит за нею. Когда испытующий заменяет эту игру ритмическими ударами блоков друг о друга, внимание обоих детей тотчас привлекается этим, однако не фиксируется в такой мере, как в случае с 9-м. и 12-м. Внимание 2-л. скоро отвлекается, и она пытается сойти на пол. 18-м. следит за ударами и прислушивается к ним несколько дольше, но вскоре обращает свое внимание на 2-л.

Реакции испытуемых друг па друга. Оба ребенка резвятся, проявляя большую подвижность. Приходится применять более тонкие приемы, чем в предыдущих сопоставлениях, чтобы установить клиническое наблюдение над детьми. Испытуемые интересуются друг другом, но не обнаруживают склонности играть вместе сколько-нибудь продолжительное время.

При уходе из клиники 2-л. весьма недвусмысленно разыгрывает из себя роль покровительницы по отношению к 18-м. Она нежно его обнимает, обращаясь к нему с ласковыми словами, и берет его за руку, чтобы вывести его из комнаты. Есть что-то неуклюжее в том способе, каким она пытается держать 18-м. за руку. Вскоре она отпускает его. Ее внимание развито не так высоко, как ее социальная установка: она идет одна впереди, продолжая нежно болтать и не замечая при этом, что она оставила своего спутника позади.