logo
S_1_10_fixed

4. Асимметрия и умственная недостаточность

Гемигипертрофия, как мы слышали, представляет исключительное, хотя не вполне беззаконное, отклонение от типичного хода развития. В конечном счете это количественное отклонение скорее надо рассматривать как чудо, что оно так редко встречается. В качестве общего правила мы имеем такую степень асимметрии, которая является безразличной; но если регуляция роста нарушается слишком рано, до достижения растущим организмом безопасной зоны, то могут наступить патологические последствия в области и физического и умственного развития.

Среди слабоумных исключительно часто встречаются аномалии развития и асимметрии. Даже в росте тела они обнаруживают значительные отклонения от нормы. По словам Годдарда (Goddard) «у идиотов повреждена не только функция мозга, но н весь организм подвергся диспластическим сдвигам». Это же, хотя и в меньшей степени, справедливо по отношению к имбецилам.

Резкая асимметрия характерна для всей группы умственно отсталых. Ляпаж (La Page) подверг тщательным измерениям череп в 198 случаях слабоумия и нашел в 158 случаях (80%) латеральную асимметрию; интересно, что в 122 случаях обнаружено было увеличение правой стороны. Не лежит ли одна и та же причина в основе асимметрии черепа и гемигипертрофии?

Мы просмотрели обширную медицинскую литературу и нашли описание 53 случаев гемигипертрофии (23 мужских случая и 30 женских). Поражение правой стороны было отмечено в 35 случаях, левой—в 28. Кожные явления были отмечены почти в половине всех случаев. Умственная субнормальность была найдена у 8 субъектов. Это высокий процент, особенно если учесть большое количество случаев, где диагностика умственного развития не была сделана или была невозможна.

Мы затрудняемся сказать, отличается ли умственная отсталость, сопутствующая гемигипертрофии, какими-либо характерными особенностями.

Описанный выше юноша С. Е. представляет законченную картину умственной отсталости. На протяжении 12 лет его умешенное развитие не подвинулось ни на йоту. Несмотря на свою дефективность, он обнаруживает привлекательные и внушающие доверие черты характера. Он находится на службе и оказывает—при интеллектуальном коэфициенте в 35(!)—материальную поддержку семье.

Психологические испытания, произведенные в 20 и в 25 лет, дали совершенно тождественные результаты. И в том и в другом случае его спрашивали: сколько пальцев у тебя на правой руке? сколько на левой? сколько на обеих? В возрасте 20 лет, он ответил: «Семь, семь, восемь»; в возрасте 25 лет: «Семь, семь, четырнадцать». В 20 лет он мог найти лавку и вернуться с одной покупкой, в 25—с двумя или тремя. К этому сводилось все улучшение. Это поразительное совпадение результатов обоих психологических исследований служит попутно образцом полного раннего завершения умственного роста. График его развития (см. диагр. 30) дает прекрасную картину равномерной задержки развития от ранних детских лет до взрослого состояния.