5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
Работа Бине и концепция IQ были, несомненно, основаны на представлении о том, что интеллект развивается с возрастом, повышаясь к юности и, возможно, немного позже. Это повышение интеллекта с возрастом (а не различия в интеллекте между средним и рабочим классом, как предполагали некоторые критики) было первым и главным критерием, с помощью которого оценивались тестовые задания.
Несмотря на то что этот критерий формально независим от внутренних и внешних критериев, обсуждавшихся в предыдущих главах, он, к счастью, согласуется с выводами, которые мы получаем на основе этих двух источников: тест IQ, хорошо согласующийся по внутреннему критерию корреляции с другими тестами, а по внешнему критерию дающий широкий диапазон различий между индивидами с высоким и низким уровнем академических успехов, обычно также демонстрирует высокие корреляции с увеличением возраста.
Именно такого рода соответствия между формально независимыми критериями делают столь прочной парадигму современного тестирования интеллекта.
Фактор возраста
Рис. 10 показывает интересный тест, который иллюстрирует увеличение умственных способностей с возрастом. Десять фигур, которые должен скопировать ребенок, кажутся столь легкими, что кто-то мог бы подумать, что между ними не будет никакой разницы. В действительности же наблюдается устойчивая возрастная закономерность: только с возрастом дети становятся способными копировать более сложные фигуры. Возможно (хотя и очень трудно) научить ребенка выполнять тестовое задание с опережением его умственного возраста, но стоит ему перестать практиковаться, и он теряет навык и снова возвращается в свою возрастную группу. То же во многом справедливо в отношении различных заданий теста Бине, а также в отношении довольно нестандартного типа задания, который использовал швейцарский психолог Жан Пиаже при разработке своей собственной теории умственного развития.
Увеличение и снижение тестовых баллов
Итак, мы знаем, что интеллект развивается с возрастом вплоть до поздней юности, но что происходит, когда человек становится старше? Снижаются ли показатели интеллекта с возрастом одинаково по всем типам теста или более быстро по одним, чем по другим? Рис. 11 показывает увеличение и снижение баллов с возрастом по тесту Векслера. Эти баллы, хотя и измеряют интеллект, не являются традиционными показателями IQ, который равняется в среднем 100. Прогрессия мало отличается от того, что можно было бы ожидать.
Показатели интеллекта улучшаются примерно до 16—20 лет. Затем они ухудшаются довольно регулярным образом. Необходимо, однако, понимать, что изображенная на рисунке кривая представляет собой усредненные результаты нескольких разных тестов. Тест Векслера состоит из десяти довольно разных субтестов — вербальных, невербальных, с использованием карандаша и бумаги и с использованием оборудования. Ухудшение показателей интеллекта по разным тестам происходит с разной скоростью: по тесту кристаллизованного интеллекта, такому, как словарный тест, наблюдается незначительное ухудшение (если не его отсутствие), а наибольшее ухудшение наблюдается по тесту флюидного интеллекта, такому как тест «кубики», в котором испытуемому дают набор кубиков с разными изображениями на каждой стороне кубика и просят сложить их по образцу.
Наблюдаются отчетливые различия в темпах деградации разных типов умственных способностей, и важно иметь это в виду при оценке шансов индивида на успех в академической или интеллектуальной работе в конкретный период его жизни.
Кривые роста разных способностей также различны, как впервые показал Терстоун. Его оценки приводятся на рис. 12. Можно увидеть, что скорость перцепции (скорость восприятия) растет быстрее всего, беглость речи медленнее всего. Различия заметны, но не абсолютны, — все способности следуют достаточно сходной модели роста с незначительными отклонениями. Реймонд Кэттел, еще один гигант в области измерения IQ, сформулировал общее различие в развитии кристаллизованного и флюидного интеллекта с возрастом. В случае кристаллизованного интеллекта, как проиллюстрировано на рис. 13, предельный уровень — максимальное развитие — достигается позже более способными индивидами. Рост флюидного интеллекта, как показано на рис. 14, останавливается примерно в одно и то же время для индивидов с высоким, средним и низким уровнем умственных способностей.
Фактор пола
В то время как возрастные различия велики и значимы, половые различия сравнительно малы. Практически по всем тестам IQ, которые широко применяются в настоящее время, мужчины и женщины имеют одинаковые средние суммы баллов. Иногда это объясняют якобы используемыми психологами нечестными приемами. Им приписывают, что они якобы отбирают задания таким образом, чтобы гарантировать получение одинаковых сумм баллов вопреки возможно существующим в действительности различиям между полами. Это ложное обвинение. Такие тесты, как тесты матриц, «домино» и многие другие, были сконструированы совершенно без учета пола, и было обнаружено, что они дают одинаковые суммы баллов для мальчиков и девочек, мужчин и женщин. В ситуации, когда специально не отбираемые задания дают одинаковые суммы баллов для индивидов обоего пола, другим составителям тестов было только разумно избегать смещения (пристрастия) в пользу того или другого пола, заботясь о том, чтобы их тесты следовали той же линии.
Если тесты иногда смещены в сторону одного пола, то это просто потому, что индивиды мужского и женского пола слегка различаются в первичных умственных способностях, и, если тест содержит слишком много заданий, релевантных для способности, в которой один пол обычно превосходит другой, тогда это может влиять на общую сумму получаемых баллов. Такого смещения можно избежать при тщательном отборе, но не все составители тестов должным образом внимательны, аккуратны и сведущи; полезно устраивать заключительную проверку, чтобы убедиться в том, что действительно удалось избежать смещения по признаку пола в тестах, которые включают задания, тестирующие первичные умственные способности. Эта предосторожность была соблюдена, к примеру, в случае теста Векслера. Стоит подчеркнуть, что тесты типа матриц и «домино» измеряют фактор g в чистом виде и, следовательно, не проводят различий между индивидами разного пола. Такие же тесты, как тест Векслера, которые измеряют первичные умственные способности, нуждаются в тщательном сбалансировании, чтобы избежать смещения по признаку пола.
Мужчины лучше выполняют задания на пространственные способности
Как правило, мужчины превосходят женщин в визуально-пространственной способности, то есть в способности организовывать визуальные сигналы (и манипулировать ими) в их пространственном контексте. Мужчины в целом лучше, чем женщины, различают паттерны, а потому они лучше, к примеру, ориентируются по карте и разбираются в механике. У животных, таких как шимпанзе и крысы, наблюдаются те же связанные с полом различия в визуально-пространственной способности, что, разумеется, обусловлено отнюдь не культурными факторами. Это может быть связано с эволюцией: самцу было необходимо сохранять точную пространственную ориентацию во время поисков пищи и определять пространственные отношения, несмотря на искажения и маскировку. Имеются свидетельства того, что эта способность не только генетически детерминирована, но и в некоторой степени сцеплена с полом, и что она развивается под частичным контролем половых гормонов.
Женщины лучше выполняют задания на вербальные способности
Если мужчины превосходят в визуально-пространственной способности, то женщины демонстрируют почти такую же степень превосходства в вербальной способности. Девочки учатся говорить раньше, нежели мальчики, и они во всех возрастах обладают лучшей дикцией и более широким словарным запасом. Они лучше пишут, лучше владеют грамматикой и составляют предложения. Эти различия могут наблюдаться уже начиная с шести месяцев! У других видов, особенно у тех, где эмоции выражаются голосовыми звуками, самки также демонстрируют значительное превосходство.
Но хотя женщины превосходят мужчин в использовании языка (или беглости речи), они не имеют превосходства в логическом мышлении (или способности рассуждать), иначе говоря, в использовании интеллекта для решения проблем, предъявляемых на вербальном уровне. Когда учитываются вербальное понимание и способность рассуждать, мальчики имеют небольшое превосходства над девочками. Женщинам также легче дается механическое запоминание. Судя по всему, они способны заучивать за короткое время большое число не связанных между собой и нерелевантных в личном плане фактов, в то время как мужчины способны на сопоставимые достижения только в том случае, если материал обладает значимостью в личном плане и/или внутренне связан. (Это, вероятно, прямо противоположно тому, что интуитивно предположило бы большинство людей.) Эта способность тоже, по-видимому, генетически детерминирована.
Конвергенция и дивергенция
Мальчики и девочки также различаются до некоторой степени в том, что может быть названо когнитивным стилем. Тестовые задания могут быть разделены на две категории — конвергентные и дивергентные. Примерами конвергентных заданий являются задания, приведенные в главе 2. Отношения между компонентами заданий указывают на единственное верное решение; они «сходятся» к этому решению. Дивергентное задание, наоборот, не имеет единственного верного решения; оно имеет бесконечное число правильных решений, и сумма баллов исчисляется количеством обнаруженных тестируемым решений. Вопрос «Сколько способов использования одеяла вы можете назвать?» является дивергентным. Тесты этого рода иногда называют тестами креативности — исходя из посылки (для которой есть некоторые основания), что они измеряют не только интеллект, но и творческие способности.
Мальчикам, судя по всему, свойствен более дивергентный когнитивный стиль — это различие можно наблюдать уже в играх детей дошкольного возраста. Трудно установить, следует ли приписывать это различие творческой оригинальности мальчиков или большему нежеланию со стороны девочек делать бессмысленные предположения. Со стороны психологов наблюдается некоторое сопротивление исследованиям половых различий — и, несомненно, из боязни спутать карты сторонникам эгалитаризма. Это вызывает сожаление: признание возможных различий между полами не влечет за собой закрепления статуса превосходства за одним или другим полом. Рациональный взгляд на равенство не требует идентичности, а для практических целей важно знать, в чем женщины превосходят мужчин или мужчины женщин. Каковы бы ни были результаты таких исследований, они едва ли могут повлиять на сложившееся представление об общем равенстве умственных способностей мужчин и женщин.
Гении и слабоумные
В то время как в среднем мужчинами и женщинами демонстрируется очень сходный уровень IQ, у мужчин всегда наблюдалась большая вариативность в интеллекте, как и во многих других физических и психологических чертах. Другими словами, больше мужчин, чем женщин, имеют очень высокие и очень низкие показатели IQ. Это согласуется с распространенным наблюдением, что гораздо больше гениев в науке, искусстве и других областях и гораздо больше слабоумных среди мужчин, чем среди женщин. Рис. 15 иллюстрирует это различие в виде диаграммы.
Разумеется, возможно говорить о средовых причинах такого различия. Не лишено вероятности, что груз материнства и традиционно женских обязанностей, равно как и оппозиция со стороны мужчин, крайне затрудняет женщинам возможность посвящать все свои силы науке или искусству и, следовательно, добиваться высочайших достижений и признания. Не лишено
вероятности, что необходимость зарабатывать на жизнь приводит к быстрому распознаванию мужчин с умственными отклонениями. С другой стороны, есть вероятность, что женщины с умственными отклонениями могут, если не вовсе лишены привлекательности, избежать помещения в психиатрическое заведение, выйдя замуж. Было бы трудно подтвердить или опровергнуть такие возможности. Впрочем, существует альтернативное объяснение, которое имеет под собой некоторую доказательную базу. Оно основывается на представлении о сцепленном с полом наследовании.
Каков механизм сцепления с полом?
Половая дифференциация у высших животных зависит от набора половых хромосом — двух Х-хромосом для самок и Х- и Y-хромосом для самцов. Х-хромосома у мужчины – среднего размера, содержит около 5—6% генетического материала и несет примерно такой же процент генетической информации, включая гены, влияющие на все важные системы жизнедеятельности организма. Y-хромосома, наоборот, является одной из самых мелких и, насколько известно, несет только генетические инструкции для половой дифференциации по мужскому типу. В то время как все другие хромосомы действуют в парах, в случае половых хромосом это имеет место только у женщин — у мужчин Y-хромосома не образует пары с Х-хромосомой. В результате у мужчин любые, какие бы ни содержались в Х-хромосоме, гены найдут свое выражение без вмешательства со стороны Y-хромосомы, тогда как у женщин вторая Х-хромосома будет снижать влияние любой генетической информации, какая бы ни содержалась в первой хромосоме. Это делает более вероятным в генетическом плане проявление мужчинами некоторой крайности на том и другом конце шкалы и объясняет их большую вариативность, как указал Роберт Лерке. Теперь мы вполне можем исходить из предположения, что различия между мужчинами и женщинами в вариативности показателей IQ могут иметь своим основанием сцепление с полом.
IQ в семье: сила Х-хромосомы
Эта гипотеза может быть проверена прямым образом. Мы могли бы ожидать При условии, что значимые гены на Х-хромосоме имеют отношение к интеллекту, можно было бы ожидать довольно сходных корреляций сумм тестовых баллов для пар мать—дочь, отец—дочь и мать—сын, так как в каждом случае родитель и ребенок имеют по одной общей Х-хромосоме. Корреляции же между отцами и сыновьями должны были бы быть ниже, поскольку у них нет общей Х-хромосомы, а корреляции для пар брат—сестра — промежуточными, поскольку у них имеется по одной общей Х-хромосоме в половине случаев.
Бейли (1966) привела соответствующие данные. Она обнаружила корреляцию, для пары мать—дочь на уровне 0,68, для пары отец—дочь на уровне 0,66, для пары мать—сын на уровне 0,61, а для пары отец—сын, как и ожидалось, значительно более низкую корреляцию на уровне 0,44. Для пары брат—сестра была обнаружена корреляция с коэффициентом 0,55. Другими словами, порядок величин этих корреляций именно такой, который ожидался бы в отношении Х-сцепленной черты. По данному вопросу имеется гораздо больше данных, которые полностью подтверждают эту гипотезу. Теория и фактические данные подробно обсуждаются Лерке.
«Мужская» вариативность: что это значит в цифрах
Фактическое различие в вариативности между полами сравнительно незначительно, что может заставить читателя предположить, что вопрос не имеет большого значения. Однако вследствие математических свойств нормальной кривой распределения — примером «нормальной кривой» является колоколообразная кривая, используемая для изображения распределения показателей IQ, — различия в вариативности имеют больший эффект, чем дальше они от среднего значения; другими словами, эффект был бы гораздо более заметным при очень большой и очень малой амплитуде колебаний показателей IQ. Допустим, что вариативность мужчин на 13% выше, нежели вариативность женщин, — несколько меньшее различие, чем то, которое действительно наблюдалось в шотландском исследовании 1947 года, базировавшемся на очень большой выборке. На этом основании мы ожидали бы, что на 37% больше мужчин, чем женщин, имели бы показатели IQ ниже 68 или выше 132. При действительно широком диапазоне показателей IQ различие было бы даже гораздо большим, чем это, но здесь не будет предложено никакой точной цифры, так как неясно, остается ли нормальной кривая распределения показателей IQ выше уровня 130 или около того.
Как бы то ни было, представляется вероятным, что в интеллекте имеется некоторая степень сцепления с полом и что это объясняет большую вариативность мужчин в том, что касается умственных способностей. Такой вывод не имеет никакого отношения к вопросу о том, кто умнее — мужчины или женщины. Сэмюэл Джонсон, когда ему задали этот вопрос, ответил: «Какой мужчина? Какая женщина?» Трудно придумать лучшее заключение для этой главы. Статистические выкладки на основе усредненных показателей не делают прогнозов относительно индивидуумов и не должны интерпретироваться так, как если бы они это делали.
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности